Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Заманивать в свою веру в традиционном исламе не принято»

Фарид Мингалеев. Фото: Мария Чернова

Зачем в Иркутске открываются курсы арабского языка и основ ислама

Мария Чернова
19 января, 2015 13:03
15 мин
На базе Иркутской соборной мечети начались занятия по изучению арабского языка и открылась запись на курсы основ ислама. На какую аудиторию они рассчитаны, помогут ли избежать публичных оскорблений чувств верующих и как часто коренные иркутяне переходят в ислам, «Русской планете» рассказали муфтий Иркутской области и председатель мусульманской общины Иркутска Фарид Мингалеев и председатель совета мусульманской общины Иркутска Рамис Султанов.
– Фарид Мирзагитович, вы объявили, что при мечети открылась школа для всех желающих учить основы ислама и арабский язык. Кого планируете учить и зачем?
– Фактически школа существует при мечети очень давно. Буквально, как только я начал здесь в 1997 году проповедовать и вести молитвы, параллельно всех желающих стал обучать языку и основам религии. Прямо в здании мечети. Находили место и выкраивали время между молитвами: у нас же по пять молитв в сутки. А сейчас у нас просто появилось отдельное помещение под школу, и мы можем более масштабно преподавать основы веры и арабский язык. Раньше я еще и татарский язык преподавал. Но в то время татары были основой, костяком прихожан мечети. Это сейчас их стало сильно меньше среди прихожан, и желающих учить язык заметно поубавилось.
К сожалению, и учить основы ислама, и языки в меньшей степени стремятся дети и внуки старейших переселенцев. В основном в школу идут дети недавно прибывших в Иркутск мусульман. Тех, кто хочет сохранить в семье традиции, привить детям здоровый образ жизни. У нас ведь в религии полностью запрещена, к примеру, выпивка.
– Как думаете, все ваши прихожане исполняют этот запрет?
– Думаю, нет.
– Много ли желающих уже записалось в школу?
– Пока не очень. На курсы арабского — около 40 человек. Думаю, со временем их число увеличится, мы же только-только объявили об открытии, и еще не все узнали об этом. Но перевес в сторону изучения арабского языка, думаю, останется. Хотя я бы сильно не отделял два этих процесса: изучение языка — тоже часть поклонения Аллаху. Это же язык Корана.
Мне же, как муфтию, открытие школы важно для продвижения знаний о религиозных канонах, обучения традиционному исламу. Уже сейчас заметно, как сильно упал уровень знаний прихожан об истории ислама, мусульманских традициях. Многие же просто не имели возможности узнать об этом. Я говорю о мусульманах-переселенцах времен Советского Союза, когда под запретом была любая религия, кроме коммунизма. А от родителей, бабушек и дедушек не все смогли перенять знания в чистом виде. Вновь приехавшие мусульмане, к слову, в этом плане более образованны.
– А какова доля коренных мусульман и вновь прибывших в Иркутск?
– Смотря кого считать недавно прибывшими. Переселенцы 1990-х и 2000-х годов куда, по-вашему, относятся? А ведь таких большинство: процентов 50 и более. Уже меньше трети составляют так называемые ранние переселенцы: татары, башкиры, которые были переселены в Сибирь из западной части страны на стройки ГЭС, БАМ, во время сталинских репрессий или даже еще в период столыпинских реформ. Они живут в Иркутске уже в третьем-четвертом поколениях.
При этом велика доля тех мусульман, которые мечеть посещают от случая к случаю. Регулярно они не приходят, а появляются, как правило, в трагические моменты жизни — когда кто-то умирает в семье. К тому же большинство приходит в основном только на пятничную дневную молитву с часу до двух.
Только по пятницам да в два праздника — Ураза-байрам и Курбан-байрам — мечеть переполнена: даже в цокольном этаже мест нет, люди молятся на улице. Даже сейчас, зимой. По будням прихожан меньше: 100-120 человек. Но, для сравнения, в 1995 году, когда я только пришел в мечеть, даже по пятницам днем на самые посещаемые молитвы приходило человек 30. А сейчас и на утренние молитвы, что начинаются с рассветом, в будни приходит 40-50 человек. При этом летом, к примеру, утренние начинаются аж в четыре часа.
Состав прихожан тоже изменился: сильно помолодел. В 90-е годы сюда приходили одни старики, сейчас это молодые люди 20-25 лет. Раньше это были в основном торговцы с соседних рынков, сегодня — торговцы и рабочие, в основном, со строек, водители. Не хватает общине уже одной мечети.
– Вы до сих пор арендуете землю и помещение мечети у областной администрации? Обычно общины стремятся, напротив, оформить их себе в собственность.
– Мы арендуем. Дело в том, что так спокойнее. Есть у нас небольшие разногласия с отдельными группами прихожан, так что факт того, что община не владеет такой лакомой собственностью, не провоцирует и дополнительный интерес этих групп.
Община у нас неоднородная. Не только разные национальности, разный менталитет, но и разные школы ислама исповедуют прихожане. У нас в приходе представлены две школы из четырех школ суннизма. Но есть те, кто все четыре школы не соблюдает и даже отвергает — салафиты. Как известно, Коран не может быть переведен дословно и точно, возможна лишь его трактовка имамом. Есть четыре древних трактовки разными имамами, одну из которых традиционные мусульмане и выбирают. А салафиты предложили некое новое прочтение Корана, категорически отвергая все остальные. Да, это они называют себя «истинными правоверными».
Костяк же иркутской общины придерживается ханафитского мазхаба суннитского толка, к которому принадлежали и основоположники местной общины — братья Шафигуллины, купцы, заложившие иркутскую мечеть 117 лет назад. С тех пор мы практически ничего не изменили: до сих пор проповедь я произношу на татарском языке, затем перевожу на русский и молитву читаю на арабском.
– Не возникает прений из-за проповеди на татарском языке? Все-таки сейчас доля прихожан, понимающих этот язык, сильно уменьшилась.
– Знаете, нет, из-за этого проблем нет. Но и я проявляю гибкость, иду навстречу прихожанам. Если раньше читали отрывки по 15-20 минут на татарском и только после переводили на русский, то сейчас я понимаю, что выдержать такой монолог на незнакомом языке сложно, поэтому перевожу на русский уже каждые полстраницы текста. Все, чтобы людей заинтересовать.
– В предыдущих интервью вы упоминали, что и коренные иркутяне, бывает, обращаются в ислам. Как они к этому приходят?
– Как правило, это русские девушки, которые знакомятся с мусульманами. Когда они решают создать семью, то обычно обращаются в ислам. Молодые же люди из русских не так часто приходят к нашей вере. Таких, можно сказать, единицы.
– Есть еще такая категория новообращенных славян: я бы назвал их «очарованные салафитами». Когда молодые люди — неважно, православные, католики или атеисты — начинают общаться с такими мусульманами, их очень активно и даже настойчиво заманивают в новую веру. Ведут сладкоречивые беседы, поят чаем, вкусно угощают. Среди мусульман, исповедующих традиционный ислам, такое в принципе не принято, — присоединяется к беседе председатель совета мусульманской общины Иркутска Рамис Султанов.
– Эта группа мусульман в 2007 году устроила скандал, требуя открыть халяльный магазин на территории иркутской мечети?
Мингалеев: Да, именно. Вернее, магазин все-таки открыли на землях мечети, но вскоре его пришлось закрыть: владелец не соблюдал первоначальные договоренности и попросту не платил аренду.
– В 2009 году эта же группа пыталась сместить вас с должности муфтия Приангарья?
Мингалеев: И это верно. В принципе такие поползновения были вполне ожидаемы: радикально другая школа, приверженцы которой хотели видеть своего лидера муфтием области. Другое дело, что последователей этого направления в Иркутске не так много, поэтому должной поддержки на общем собрании их лидер не получил.
– Ожидаемо или нет, но даже внутриобщинные споры внутри мусульманской диаспоры вызывают ажиотаж общественности. Аналогичные конфликты в православной общине или, допустим, в синагоге такого резонанса не вызывают. Почему, как вы считаете?
Мингалеев: Думаю, там нет такого разнообразия, что касается разных течений религии, трактовок и так далее. Потому и конфликтов нет.
Султанов: Репутация мусульманской общины омрачена всем известными событиями на Северном Кавказе. С начала военных действий в Афганистане, Чечне и сопровождающих их терактов приверженцы ислама априори стали вызывать негатив у последователей других религий. Хотя изначально в царской России и, тем более, во времена Советского Союза у православных ислам не вызывал опасений или агрессии. Понятно, что своя рубашка ближе к телу, и большинство христиан не будет вдаваться в детали. Традиционный перед ним исламист или радикальный — он с опасением отнесется к любому. Потому любые волнения внутри или снаружи мусульманской общины дают такой отклик, я считаю. Хотя, по сути, ислам, согласно учению пророка Мохаммеда, самая миролюбивая религия.
– Как вы сами относитесь к религиозным спорам в той же Европе? Как прокомментируете скандал и теракт вокруг публикации карикатур на пророка Мохаммеда и его последователей?
Мингалеев: Пророк Мохаммед — это святыня для исповедующих ислам. Вряд ли СМИ, опубликовавшие карикатуры, ожидали, что это пройдет незамеченным. В ответ на провокацию — а это ведь вполне очевидный выпад — ожидаемо последовала реакция. Другое дело, насколько она была адекватной. Мое мнение: виноваты обе стороны.
Султанов: Мне тоже кажется, что с обеих сторон были допущены ошибки. Ряд европейских государств, где произошли скандалы — это ведь не только Франция, но и Бельгия, Германия — переборщили с толерантностью. Есть предел любой демократии. Семь миллионов мусульман! Что-то они резко «открыли двери». Я был в том же Париже не так давно, город страшно изменился. И дело не в том, что парижан на его улицах почти не видно — его отдельные районы стали ужасно выглядеть и в них стало небезопасно ходить, о чем, вздыхая, предупреждают французы. Во-вторых, законы, защищающие чувства верующих. К примеру, в России принят такой закон, и за разжигание межрелигиозного конфликта можно привлечь к ответственности. В Европе такого нет. По поводу оскорбления моей матери и отца я могу обратиться в суд, а если оскорбили моего Бога?
– В нынешних репортажах из Франции встречаются такие высказывания оскорбленных верующих: «Вы можете обругать мою мать или отца, но не трогайте пророка!»
Султанов: Это, кстати, еще один признак салафизма. Бога они ставят выше семьи, матери и отца. В традиционном исламе этого нет. Справедливости ради стоит заметить, что реакции исламистов провокаторы ждали долго. Это ведь тянется больше четырех лет. «Charlie Hebdo» — не первое издание, опубликовавшее карикатуру на пророка Мохаммеда. Началось все, если не ошибаюсь, еще в Бельгии. Волна шла постепенно.
– Не исключаете, что и до нас в какой-то момент «докатится»?
Султанов: Не думаю. Все-таки у европейцев с арабами и прочими мусульманами-мигрантами слишком сильны различия в менталитете. Мы же привыкли жить вместе или, по крайней мере, рядом. Приведу, конкретный пример: самые многочисленные по доле мусульман российские регионы — Башкирия и Татарстан — являются и самыми спокойными в плане религиозных противостояний. Знаю достоверно: в Башкирии я сам часто бываю, в Казани живут мои родственники. Причина спокойствия? Основная, мне кажется, в оседлости местных мусульман, там очень мало «свежих» приезжих, которые бы еще не адаптировались к жизни в России. Во-вторых, таких вновь прибывших встречают и «воспитывают» старые переселенцы. Чуть что не так — приструнят.
– У нас в Иркутске «свежих» как раз немало. Следует опасаться?
Султанов: Ну, не до такой степени у нас плотный поток мигрантов. Это, во-первых. Во-вторых, мы же с ними тоже работаем на правах «старших». Разговариваем, обсуждаем те же религиозные конфликты в Европе. Призываем к терпению и спокойствию. Раньше много чего было: во дворе мечети баранов резали, сейчас добились запрета на это. Все стало цивилизованно.
Хотя иногда, конечно, бывают острые ситуации. Не надо далеко ходить: летом 2013 года во двор мечети закинули свиную голову, разрисовали стены свастикой и крестами. Провокация? Еще какая. Все прихожане «на ушах» стояли. Муфтий и совет общины больше недели их успокаивали. Фарид Мингалеев отдельную проповедь прочел, призывая прихожан к спокойствию. В итоге полиция нашла провокаторов — оказались мальчишки. Что с них взять: конечно, их в полиции лишь по попке отшлепали да отпустили. Но осадок-то остался.
– Что, по вашему мнению, следует сделать, чтобы избежать религиозных споров?
Мингалеев: Исключить возможность публично размещать повод для такого конфликта. Например, ввести в СМИ религиозную цензуру.
– Заметьте, только мусульмане требуют такой меры. Карикатуры на Иисуса тоже нередко публиковали в СМИ, но к таким реакциям это не приводило.
Султанов: Кто-то позволяет такое отношение к своему Богу, а кто-то — нет. Христиане обычно вспоминают слова: «Ударили по одной щеке — подставь другую». Впрочем, в Коране есть аналогичный призыв. Правда, о нем мало кто помнит.
– Прямо у главного входа в мечеть я заметила листовки следующего содержания: «Что делать, если вас вызвали в отделение полиции?», «Как себя вести, если полиция остановила вас на улице?». В синагоге или католическом храме подобных агиток я не наблюдала. Чем вызвана подобная необходимость?
Султанов: Тут нечего скрывать. Часто вы замечали, что на улице остановили восточного мигранта? Думаю, все видели. В регионе много мигрантов из ближнего зарубежья, и не всегда это легальные приезжие. Въехать-то они, может, и законно въехали, но «закрутились» на нелегкой работе, пропустили сроки продления регистрации, а то и вообще не знали о том, что и когда делать следует. Итог — нарушение закона. Мы с этим, кстати, боремся, и вполне успешно. Проводим с прихожанами просветительские беседы, консультируем. При общине есть юридический отдел, который помогает всем попавшим в трудную ситуацию. Помогаем те же ОМС оформить.
Но иногда дело настолько усложняется, что выдворение из страны уже неизбежно. Однако чаще нам удается исправить ситуацию. Вот из последних случаев: Саид, отец четырех детей, сидел «в клетке», потому что потерял паспорт с уже полученной регистрацией. Ничего, добились, выпустили.
Мы вообще изо всех сил пытаемся наладить контакт с УФМС, обменялись телефонами, говорим: приходите в любое время. Вам нужно донести информацию о каких-то изменениях в законе или правилах — пожалуйста, полная мечеть прихожан, приходите, объясняйте, время найдем, место выделим. Но пока что-то обратной связи не дождались.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ