Новости – Общество
Общество
Успех ботаника
В одном из российских цветочных магазинов. Фото: Интерпресс / ТАСС
Как молодой иркутский ученый создал в регионе известную сеть продажи цветов
18 марта, 2016 15:43
9 мин
– Продавать цветы успешно может только безумно влюбленный в них человек, — убежден Игорь Селиванов, владелец крупной региональной сети цветочных салонов «Цветы» из Иркутской области. — Иначе просто не выдержишь постоянной мороки, ведь цветы — товар очень прихотливый: и живет недолго, и едет, как правило, издалека, и спрос на них специфический, особенно в Сибири.
Свой первый салон Игорь открыл больше 10 лет назад в родном Усть-Илимске, спустя пять лет его сеть разрослась до филиалов в Усолье и Иркутске. А число павильонов перевалило за два десятка. «Русская планета» беседует с Игорем Селивановым в рамках серии публикаций об успешных бизнесменах из российских регионов.
– Несмотря на кажущуюся простоту (небольшой киоск, десяток вазонов с розами и тюльпанами и улыбающийся продавец), цветочный бизнес не так уж прост. Я набил немало шишек, пока развивал дело. В итоге на окупаемость вышел спустя только года полтора, хотя можно было бы уложиться и в полгода. О том, чтобы отбить все затраты полностью, до сих пор речи нет. Вкладываю все в открытие новых точек. Вот если бы не пошел в другие города, вернул бы все вложенное где-то три года назад, — рассуждает Селиванов.
Первой своей ошибкой бизнесмен считает экономию на хорошем оборудовании. Для хранения срезанных цветов флористам требуются специальные холодильные установки. Селиванов пожалел денег на новые и купил б/у.
– Ну и полетели у меня оба холодильника уже через два месяца. Сначала на ремонт потратился, а потом все же пришлось новые покупать. Даже в первый кредит из-за этого влез, иначе и товар потерял бы. Еще повезло, что на момент окончательной гибели оборудования цветы более-менее распродали, спешно и взаймы пришлось покупать только одну установку. Но все равно в итоге оказалось, что сразу купить новое и с гарантией вышло бы дешевле, — до сих пор досадует он. — Ну да ладно. Что самое дорогое у бизнесмена? Правильно, опыт. Мы ни на что не тратим больше денег, чем на такие знания, которые на своей шкуре прочувствуешь.
В одном из павильонов Игоря Селиванова. Фото: Мария Чернова / «Русская планета»
В одном из павильонов Игоря Селиванова. Фото: Мария Чернова / «Русская планета»
Второе, на чем ни в коем случае не стоит экономить, по мнению бизнесмена, — профессионализм флористов.
– С профессионалами, к сожалению, беда: их немного, а конкуренция в этом бизнесе за последние 10 лет выросла в десятки раз. То есть опытный флорист недостатка в предложениях не чувствует. Зато очень много новичков, вчера закончивших двухнедельные курсы по флористике, которые мнят себя экспертами. Понятно, платить им можно меньше, но такие «специалисты» способны загубить едва проклюнувшийся бизнес: вовремя не сменить воду или неправильно выставить температуру в холодильнике — и полутора сотен тысяч рублей как не бывало. Загубленный товар часто стоит дороже зарплаты продавца-флориста. Такова специфика бизнеса.
В какой-то момент Игорь даже стал страховать от подобных форс-мажоров свою продукцию. Признается, что за последние три года уже было пять страховых случаев, по которым он получил компенсацию потерь.
– Начинал я бизнес с 50 тыс. рублей. Тогда на эти деньги удалось открыть сразу две точки. Но сейчас такой финт не пройдет, конечно: рубль стал сильно дешевле. И на закупку одной только партии цветов уйдет не меньше сотни тысяч. В среднем в обороте одной моей точки крутится не меньше 200 тысяч рублей. Но, надо признаться, можно при желании и меньшей суммой обойтись. Просто при первой возможности я сменил поставщиков на более дорогих, зато более качественных — особенно сильно из-за этого выросла для нас закупочная стоимость тюльпанов из Нидерландов. Плюс часть сил и денег выделил экзотической составляющей в ассортименте. Появились цветы и растения из Кении, Колумбии и Эквадора. При этом мы полностью отказались от Китая. Да, очень дешево, но всякую заразу стали находить буквально в каждой партии. Местный Россельхознадзор устал уже товар «разворачивать», — говорит Селиванов.
Но продавать цветы по более высоким ценам из-за удорожания поставок Селиванов, по его словам, не может: рынок не позволяет.
– У нас цветочных салонов ничуть не меньше, чем ювелирных магазинов, по числу которых Иркутск по какой-то загадочной причине тоже бьет все рекорды, — смеется наш собеседник. — Но при этом культура одаривания цветами не так развита, как в западной части страны, к сожалению. У нас бизнес делает основную кассу в четко определенные праздники: 8 марта, 14 февраля и 1 сентября. С их объемами обычные дни сравниться не в состоянии. Поэтому как зарабатывают в нынешних условиях другие салоны, я понять не могу. Их же вот — на одной этой улице только пять на ближайшие триста метров. Как я зарабатываю? Исключительно за счет объемов. Сегодня с пятью салонами я бы уже прогорел, десять в одном городе уже позволяют держаться на плаву.
Чтобы зарабатывать больше, предприниматель перешел на круглосуточный режим работы.
– Да, это примерно на четверть нашу кассу нарастило. Как ни странно, сибиряки любят покупать цветы по ночам. Да, в основном это мужчины. На этом эксцентричность заканчивается: покупают в основном розы и тюльпаны, без дополнительных украшательств и даже защитной пленки. Есть в этом своя правда, но мне, если честно, хочется приучить нашу публику к более изысканным букетам, — делится он. — Поэтому мы и занялись экзотикой. Чтобы соответствовать новой продукции, я всех продавцов отправил на мастер-классы к флористам, специализирующимся на редких цветах. Пока, к сожалению, это направление не выстрелило. Разве что в свадебной флористике подхватили тренд: многие невесты соглашаются на нетривиальный букет или причудливое растительное оформление банкета. Но я не теряю надежды на более серьезные объемы этого направления.
Культивировать стильность и прививать моду на экзотику Игорь пытается и своим активным участием в украшении общественных мест. Его сеть помогает оформлять парковые зоны и скверы во всех городах, где есть ее филиалы.
– Начали мы с Усть-Илимска, буквально с пары клумб в единственном парке города, — вспоминает Игорь. — Выбрали морозостойкие многолетники. Как сейчас помню, криптотению специально в Японии заказывали. Сделали фьюжн на клумбах, смешали экзотику с местным таежным аконитом и другими кустарниками. Получилось неплохо, горожане очень благодарили. Правда, в кризис 2008 года мы временно не могли продолжить эту традицию, подключился город. Сейчас все решают иначе — на аукционах, и не всегда, кстати, мы их выигрываем. Ну и хорошо, главное, город красивым остается и зимой, и летом. А кто именно это делает, не так уж и важно.
От чего Селиванов не смог отказаться даже во время кризиса — от бесплатной раздачи цветов на праздник 9 мая.
– Эта тема у нас с первого года возникла. К началу мая мы закупаем алые гвоздики в промышленных масштабах и девятого числа дарим их на всех площадках Иркутска, Усть-Илимска и Усолья, где собираются ветераны. Раздаем детям, которые потом вручают цветы старикам. В один год даже опять пришлось влезть в кредит, чтобы традицию не прерывать. Это очень важно лично для меня. Так я отдаю дань памяти моим двум дедам и бабушке, воевавшим в Великую Отечественную войну. Один погиб в первый же год войны, второй дошел до Берлина и вернулся домой. Бабушка полвойны прошла радисткой, была ранена.
Продолжать дело Селиванова никто из его детей не собирается. Говорят, делать бизнес сегодня не так интересно, как в 90-е и нулевые.
– Одному интересна наука, другая хочет стать модельером. Современным подросткам такой «простой и невысокотехнологичный» бизнес, видимо, не интересен. А у меня просто не было другого выбора. Я с детства обожал ботанику, а когда окончил аспирантуру в родном вузе, выяснилось, что на зарплату ученого сотрудника семью не прокормить. Пришлось пойти в торговлю. Сначала наемным продавцом, потом предпринимателем.
Сейчас, когда бизнес приносит достаточно денег, в науку бизнесмен возвращаться не собирается. Говорит, сильно изменился склад мышления. Зато в его планах — запустить первые местные курсы по флористике, а потом открыть и собственную школу ландшафтного дизайна.
– Сегодня в регионе преподают в основном приезжие специалисты. Не хочу сказать о них плохо, приглашают-то мастеров высшего класса. Но они проводят здесь слишком мало времени. И серьезных знаний за пару недель не получить, — сетует Селиванов. — Есть в Иркутске, конечно, и спецфакультеты в двух вузах. Но в этом случае за серьезные знания по ландшафтному дизайну или отдельно ботанике придется отдать 5–6 лет, что тоже не каждому подойдет. Хочу попробовать создать что-то более адаптированное под реальную жизнь и потребности рынка.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости