Новости – Общество
Общество
Коммунальщики топят иркутян в долгах
Фото: Мария Чернова / «Русская планета»
Управляющая компания в Иркутске отказывается спасать залитые дождем дома из-за неплатежей за ЖКХ
3 июня, 2016 12:02
8 мин
Жители нескольких домов по улице Пискунова в Иркутске жалуются на дыры в крыше, сломанную вентиляцию и разрушенные лестницы. Дождливая весна превратила их когда-то благоустроенные квартиры в бараки без удобств. «Русская планета» съездила на место и выяснила, что делать, если управляющая компания ссылается на отсутствие денег из-за непогашенных платежей за коммунальные услуги.
– Сами видите, вчера лил дождь — вода бежала прямо в квартиру, мимо водостока, — Светлана Иванченко стоит в резиновых сапогах в большой луже, залившей всю прихожую. Вода уходит за горизонт в большую комнату. — Переобувайтесь в сапоги, иначе утонете на нашей кухне. Ага, потом, конечно, смешно будет вспоминать: обычно гостей переобувают в домашние тапочки, у нас — в сапоги или калоши.
Подъезд тоже залит, но в квартирах, особенно на последнем пятом этаже не просто мокрый пол, а 3–4 см стоячей воды. Жильцы опасаются пользоваться электричеством.
– Детей от греха подальше перевезли к бабушке. А как быть тем, у кого нет родственников, к которым можно переехать даже на время? Вот у нас соседка на четвертом вообще с младенцем. При этом ни плитой, ни микроволновкой пользоваться нельзя, горячей воды нет, даже чай не вскипятить. Представляете, каково это? Еще грозятся холодную воду отключить. На сколько? Говорят, пока ремонт не сделают. Неизвестно, даже когда его начнут, не говоря уже о том, когда закончат, — жалуется Светлана.
В доме по соседству разруха не меньше: сломана вентиляционная шахта, шифер на крыше сломан, даже телевизионные антенны после недавней бури сброшены на землю. В этом доме, как признаются жильцы, вода тоже не проходит в водосток, а стекает мимо — прямо по стенам. Лестницы в обоих подъездах дома частично разрушены: ступени стерты, перил нет. На первых этажах «черный» выход забит хламом и старыми стройматериалами, оставшимися еще от предыдущего ремонта (по словам старожилов дома, его делали только в подвалах и без малого 10 лет назад). «Парадные» двери в подъезды распахнуты настежь. На вопрос, почему не запираются, ведь есть жалобы на недостаточное отопление и холод в квартирах, жильцы первых этажей говорят, что иначе они просто задохнутся: из-за проблем с канализацией из подвалов отвратительный запах, приходится «проветривать».
Фото: Мария Чернова / «Русская планета»
Фото: Мария Чернова / «Русская планета»
– Что мы делали? Звонили в управляющую компанию, писали им жалобы по всей форме с приложением снимков разрухи, соседи даже экспертов нанимали для письменного заключения, что жить в таких условиях нельзя. Что отвечают? Сначала говорили, что специалистов нет, подождите, пока штат наберем. Сейчас жалуются, что денег нет. Конечно неофициально, а так — в устных беседах по телефону, — рассказывает РП жительница второго дома Мария Пишикина.
Сотрудники управляющей компании по телефону подтвердили: о потопах в «благоустроенных» домах они знают, но денег на ремонт у них нет.
– Сейчас компания не в состоянии капитально отремонтировать крышу. Хотя да, это основной пункт необходимого ремонта. Остальное может хоть немного подождать. Но денег нет вообще: долг жильцов дома за «коммуналку» достигает уже 100 тыс. рублей. Не можем заставить всех жителей заплатить за содержание дома и его ремонт, — признались РП в ООО «ДомСервис». — И без того собственные деньги нам придется тратить на то, чтобы подготовить дом к следующей зиме.
В управляющей компании второго дома заявили похожее: «На последние деньги компания закупила оборудование и поставила в доме общедомовые счетчики. Сейчас на счету денег просто нет. Не кредиты же нам брать?»
К слову, 100 тыс. рублей долга за услуги ЖКХ — сумма для жилфонда Иркутска не шокирующая. По статистике приставов области, коммунальные долги есть буквально в каждом многоквартирном доме города.
– У нас не платят только три человека. В их числе бабушка-инвалид. Она, если заплатит, есть будет одни таблетки. Остальные должники пьют. Почему же все остальные — 57 семей — должны страдать? Мы-то платим исправно: и за ЖКХ, и за капремонт, — объясняет Иванченко. — И вообще из-за того, что ремонт нам не делают, наши платежки месяц от месяца увеличиваются. Например, из-за проблем с отоплением, мы включаем обогреватели в каждой комнате, в итоге растет счет энергетикам. Из-за сломанной вентиляции на обогрев общедомовой площади больше уходит, и опять счет растет.
Юристы, опрошенные РП, объясняют: и в экстренном случае, и когда не хватает планового ремонта, после письменных обращений в саму управляющую компанию, следует уже применить «легкую артиллерию», то есть обратиться в жилищный надзорный орган.
– Пишите заявление в Госжилинспекцию. По закону, управляющая компания обязана обслуживать свой многоквартирный жилой дом в объеме, предусмотренном постановлением Госстроя РФ № 170, вне зависимости от того, есть ли деньги у нее на счету и платят ли все жильцы дома за услуги ЖКХ. Добиваться выплаты долгов они также могут через надзорные органы или суд, но привязывать к неплатежам свои обязательства не имеют права. Также управляющая компания обязана, согласно упомянутому постановлению, проводить ремонт, в котором нуждается дом, даже если эти работы не включены в список работ по договору управления. Кстати, даже если денег на счету компании нет, жильцы вправе требовать каждый пять лет ремонта общедомовых помещений — будь то подвал или крыша, подъезд или щитовая, — наставляет юрист, специализирующийся на жилищных спорах, Алена Морозова. — По этой теме Высший Арбитражный суд РФ пять лет назад, кстати, вынес решение о том, что управляющая компания может собрать дополнительные деньги у жильцов на непредвиденные работы, то есть на аварийный ремонт. Но если управляющая компания после предписания Госжилинспекции сделает ремонт у вас в подъезде, а после «выставит счет», к примеру, введя эти расходы в квитанцию — это незаконно. Взносы в этой графе могут быть только добровольными. Если жилинспекция не инициирует ремонт, можно подключить уже и «тяжелую артиллерию»: обратиться в суд.
Помимо Госжилинспекции, жильцы могут направить жалобу в Роспотребнадзор или в прокуратуру, которая, в свою очередь, подаст судебный иск.
Юристы предупреждают, что важно не только правильно выбрать адресата, но и оформить жалобу.
– Во-первых, важно, чтобы она была в письменном виде. Тогда вероятность, что будет нужная нам реакция, сильно повышается в сравнении с тем, когда недовольные жильцы жалуются устно или даже на официальном сайте организации, — знает юрист Ольга Протопова. — Писать жалобу следует в двух экземплярах: один сдаете в канцелярию инспекции, Роспотребнадзора или прокуратуры, а на втором проставят штамп, который подтвердит, что ее приняли. Можно отправить жалобу и по почте с уведомлением, но быстрее и надежнее отнести ее лично.
Протопова даже советует не только указать наименование организации, куда жильцы жалуются, но и написать ФИО конкретного чиновника, к примеру, главе жилинспекции по району. И, конечно, оставить в этой бумаге свои данные и контакты. Также юристы советуют сослаться на определенные нормативно-правовые акты, которые управляющая компания не соблюдала. Нужные статьи Жилищного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях или СанПиНа можно найти в Сети или обратиться в коллегию адвокатов, которые бесплатно консультируют сейчас буквально в каждом городе.
– В конце документа обязательно распишитесь и укажите дату обращения. Кстати, лучше, если вы организуете коллективную жалобу, собрав подписи всех недовольных жильцов вашего дома, — предупреждает адвокат Игорь Семенихин.
***
Жители одного из двух домов уже воспользовались этим советом и устроили 2 июня поквартирный обход, собирая подписи под жалобой в жилинспекцию Октябрьского района.
– Если (ну, вдруг!) по итогам проверки инспекция вынесет предписание об отсутствии нарушений, пойдем уже в прокуратуру, — категорична иркутянка Пишикина. — Но, скорее всего, инспекция будет на нашей стороне, ведь проблема очевидна. Вопрос еще вот в чем: управляющей компании, как правило, дают определенное время, за которое она должна устранить нарушения. Сколько дадут нашей?
В этом вопросе юристы оптимистичны: если нарушения в управлении домом создают угрозу жизни и здоровью жильцов, на их устранение много времени не дадут. От недели до двух месяцев.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости