Новости – Общество
Общество
«Это был полный самолет профи»
Место крушения самолета Ил-76. Фото: Максим Григорьев / ТАСС
В Приангарье сегодня пройдут панихиды по спасателям, разбившимся на Ил-76
4 июля, 2016 12:29
7 мин
В сводки экстренных служб экипаж Ил-76 МЧС России попал еще утром в пятницу, 1 июля. Самолет вылетел из Иркутска на тушение лесного пожара, который угрожал перекинуться на одну из деревень Качугского района области. Спустя час, в 11:30, экипаж Ил-76 на связь не вышел, и на поиски судна вылетело семь разных бортов. В тот же час была организована наземная группа спасателей Байкальского поискового отряда. Только спустя двое суток, в семь часов утра 3 июля, прочесав почти 3 тыс. кв. километров, спасатели нашли у заброшенной деревни Рыбный Уян обломки самолета. Поиски сильно затруднил дым в районе катастрофы. Все 10 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.
– Из-за крушения борта возник сильнейший пожар. Огонь почти полностью уничтожил судно. В итоге невозможно стало реконструировать разрушения самолета на основе его обломков, — объясняет РП глава пресс-службы областного МЧС Андрей Шутов.
По его словам, снимки с воздуха очага катастрофы подтверждают, что от Ил-76 остался только хвост.
– Более-менее крупных обломков судна нет. Ни двигателей, ни деталей фюзеляжа. Это говорит о мощности взрыва и последующего пожара, которые уничтожили самолет, — констатирует Шутов. — Борт вылетел с иркутского аэродрома с полными баками, при возгорании взрыв такого количества топлива буквально разбросал детали судна.
Причину произошедшего ЧП специалисты намерены узнать из бортовых самописцев. Уже найдено два «черных ящика», состояние которых оценили как удовлетворительное. По словам источника в МЧС, сейчас в качестве основной версии министерство обсуждает возможную потерю мощности у двигателей самолета из-за горячего воздуха от того самого пожара, на тушение которого и вылетел Ил-76.
– Предполагаем, что борт слишком сильно снизился над очагом, когда сбрасывал на него огнегасящую смесь. Посмотрим самописцы: надо оценить, как высота судна соотносится с предельно допустимой, — сообщили РП в пресс-службе ведомства. — Вероятно, что после сброса смеси самолет оказался в зоне воздуха с низкой долей кислорода. Это могло привести к падению мощности двигателей. Роковую роль сыграл и ландшафт местности: когда самолет не смог вновь набрать высоту, он врезался в склон сопки. Отсюда взрыв и новый пожар.
Во время тушения пожаров с самолета МЧС. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
Во время тушения пожаров с самолета МЧС. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
В Приангарье 4 июля губернатор объявил днем траура. Власти региона уже принесли свои соболезнования родным и близким погибших. На всей территории области приспущены флаги, а учреждениям культуры рекомендовано не проводить сегодня увеселительные мероприятия и не транслировать развлекательные передачи. В православных храмах Иркутска проведут панихиды по погибшим.
Идентифицировать тела десяти погибших спасателей эксперты намерены в Иркутске, для этого на место уже прибыли столичные специалисты. Несколько часов спустя МЧС опубликовало список всех членов экипажа Ил-76, потерпевшего катастрофу.
За время работы в Иркутской области только экипаж Филина отстоял от пожаров 30 деревень, сел и поселков, в которых проживают более 50 тыс. человек, сообщило МЧС России. Родные и коллеги погибших до последнего верили, что экипажу профессионалов удалось спастись. По словам коллег и знакомых, это был слаженный коллектив летчиков, которые вместе «налетали тысячи часов».
– Командир — заслуженный пилот, летчик первого класса Леонид Филин. К 63 годам он стал кавалером двух орденов Мужества, — вспоминает его однокурсник, заслуженный пилот РФ Олег Иванов. — В Военно-воздушных силах он начинал рядовым летчиком и дослужился до командира эскадрильи. Воевал в Афганистане, а 10 лет назад эвакуировал наших из Ливии, где тогда начиналась война. Он мог блестяще управлять почти десятком разных моделей самолетов, налетал больше десяти тысяч часов. Несмотря на большой календарный возраст, мог дать фору любому 30-летнему.
В авиацию МЧС из военной Филин ушел больше 20 лет назад. Он провел почти две сотни спасательных авиаопераций, работал на тушении природных пожаров в Сибири на Дальнем Востоке.
– В Волгограде его команда впервые в мире самолетами загасила крупнейший очаг на отстойнике «Лукойла», — вспоминает в беседе с РП его жена Мария. — В последнее время Леня часто говорил о том, что сокращения числа экипажей уже перешли все нормы, что это уже небезопасно.
Второй пилот судна — 40-летний Алексей Лебедев, окончивший Актюбинское высшее военное авиаучилище, в спасатели перешел 10 лет назад. С 2007 года пилот не раз участвовал в ликвидации ЧС в России и заграницей.
– Алеша, несмотря на свой довольно «юный» возраст, уже стал ветераном авиации МЧС. У него множество знаков отличия, есть медаль «За безупречную службу». Остались жена и два сына, — рассказывает коллега погибшего Андрей Заменский.
Сорокасемилетний штурман экипажа Георгий Петров в авиации МЧС работал последние восемь лет. По словам коллег, он не раз участвовал в ликвидации ЧС в стране, имеет ведомственные награды за ликвидацию последствий ЧС и тушение пожаров. У штурмана остались жена и сын.
– Это был целый борт профи! Я не могу поверить до конца в то, что произошло. Они все вместе налетали тысячи километров и часов, а сработанность в спасательных операциях порой значит сильно больше, чем личный опыт. Они вместе базировались под Москвой. И территорию Прибайкалья хорошо знали: Леня и его команда как раз специализировались на Сибири и Дальнем Востоке. Опытнейшие профессионалы. Не могу поверить в версию о снижении на недопустимую высоту. Буду ждать расшифровки. Мое мнение — вышла из строя техника, — убежден коллега погибших Андрей Семенов. – Я хорошо знал и Витю Кузнецова. Опытнейший бортинженер, участник сотен ликвидаций ЧС, 58 лет, в спасателях проработал последние 20 из них. А радист Игорь (Игорь Евгеньевич Мурахин. — Примеч. РП)! Тоже 50 с небольшим лет, в МЧС — уже пять лет.
В составе экипажа Ил-76 также погибли 43-летний бортоператор Сергей Сусов (в МЧС с 2008 года, медаль «Участнику чрезвычайных гуманитарных операций», нагрудный знак «Участнику ликвидации последствий ЧС», нагрудный знак «Отличник авиации МЧС России», нагрудный знак «За заслуги». Остались жена, 2 дочери), 47-летний бортоператор Сергей Макаров (в МЧС с 2011 года, нагрудный знак «Участнику ликвидации последствий ЧС», нагрудный знак «За заслуги», две медали. Остались жена, сын и дочь), 52-летний бортоператор Марат Хадаев (в МЧС с 2012 года, нагрудные знаки «За заслуги» и «Участнику ликвидации последствий ЧС») и два авиатехника: 52-летний Вадим Жданов (в МЧС с 2011 года, нагрудный знак «За заслуги», женат) и 50-летний авиатехник Андрей Машнинов (в МЧС с 2008 года, нагрудный знак «Участнику ликвидации последствий ЧС» и две медали — «Участнику чрезвычайных гуманитарных операций» и «За содружество во имя спасения». Остались жена, двое детей).
Все 10 спасателей, по словам их родных, в Приангарье прилетели в очередную командировку в минувший вторник, 28 июня. Это был далеко не первый их прибайкальский «сезон». Год назад они также вылетали на тушение сложных пожаров в окрестностях Байкала и с местностью были хорошо знакомы.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости