Новости – Общество
Общество
Дед Мороз за рулем
Фото: Мария Чернова / «Русская планета»
Иркутский водитель автобуса — о том, зачем он ставит пассажирам музыку, проводит конкурсы и выступает за возвращение единой рабочей формы
4 января, 2016 05:59
6 мин
Александр Кобизский давно известен среди иркутян как «самый вежливый водитель» и «меломан». Водитель автобуса № 480 старается встретить каждого пассажира персональным пожеланием доброго дня, ставит в салоне своего автобуса добрые песни и крутит нон-стоп старые комедии. Накануне Нового года Александр отличился еще одним поступком: переоделся в костюм Деда Мороза и стал проводить в своем автобусе веселые новогодние конкурсы.
– Да, в автобус № 480 Дед Мороз еще в декабре прибыл. Вместе мы слушаем праздничные песни, смотрим тематические фильмы, — рассказывает РП Кобизский. — Иногда удается подарить лучшим конкурсантам подарки, но, к сожалению, всем не получается.
Мой девиз по жизни — это слова одного известного марша «Веселых ребят»: «И тот, кто с песней по жизни шагает, тот нигде и никогда не пропадет». Ведь настроение сразу поднимается, стоит зазвучать хорошей песне. Особенно я люблю песни о любимом Иркутске: смотреть в окно с водительского места на улицы города и слушать о нем. Работодатель мои начинания всегда поддерживает. Вот у меня и микрофон в салоне появился, и микшер есть.
Сейчас многие иркутяне привыкли к моему меломанству, сами просят включить их любимую мелодию. Я такие просьбы поощряю, зимой музыка согревает. Заходит пассажир с мороза в мой автобус, а тут звучит хорошая песня, водитель его вежливо приветствует. Он сразу улыбнется, даже если сильно замерз и долго ждал меня на остановке. Другие пассажиры подхватят его улыбку и с этим настроением пойдут дальше по делам. Ведь что мы можем сделать в ответ на проблемы и негатив? Только постараться не транслировать его дальше. Поэтому я своей задачей в работе вижу — сделать людей радостнее. В автобусе это даже сподручнее всего: столько народу, прямо скажем, изначально не самого веселого. Пробки, теснота в час пик… Я хочу это исправить.
Просто работать ради денег мне неинтересно, хотя доход водителя меня вполне устраивает Настроение себе не порчу денежными вопросами. На жизнь хватает, и прекрасно.
В Иркутск я переехал из Ростовской области почти 10 лет назад. Город мне сразу понравился, я просто влюбился в Сибирь, ее природу. До сих пор не могу насладиться ее красотами: при первой возможности собираю сумку, рюкзак — и на Байкал. Обожаю Кругобайкальскую железную дорогу. Люблю поезда, вообще любые виды наземного транспорта.
Водителем общественного автобуса, кстати, я тоже не сразу стал. Почти 20 лет назад начал развозить своих коллег на дежурной машине предприятия. А водительский стаж в целом у меня уже приближается к четверти века, я права получил сразу, как стал совершеннолетним, в 18 лет. Сейчас мне 42.
А в общественный транспорт я пришел 13 лет назад. И буквально сразу стал дружески общаться с пассажирами. Видимо, осталась привычка с прошлого места работы, где все пассажиры были «свои». Тут поначалу смотрели с опаской, а потом тоже втянулись. Сейчас даже появились «фанаты», которые знают время моего выхода на маршрут и специально ждут мой автобус.
Самый первый рейс у меня стартует в шесть утра. В смену отведено время на два обеда, каждый по 40 минут. А последний рейс я завершаю в полдевятого вечера. После каждых четырех смен следуют четыре выходных.
Перед каждым утренним выездом исправность автобуса проверяет механик, а меня — врач. Измеряет артериальное давление (как каждому водителю), тестирует самочувствие вообще. Да, и на наличие алкоголя в крови тоже тестирует перед каждым рейсом.
Я строго соблюдаю правила дорожного движения и отвлечься от дороги позволяю себе только на остановках. Ведь пассажир во время поездки должен ощущать себя в полной безопасности, доверять водителю. Тогда он и в хорошем настроении будет. Ведь агрессивным человек становится обычно, когда чего-то боится. А поскольку я за жизнь и здоровье пассажира отвечаю, то на его вопросы или просьбы отвечаю только после полной остановки. Нет, не обижаются, понимают, даже потом благодарят.
Сам автобус должен содержаться в порядке и чистоте. Я убираюсь в салоне перед каждой сменой, украшаю его внутри и наружи к каждому празднику. Кстати, было бы здорово, если бы вернули единую форму для всех водителей общественного транспорта. Как во времена СССР. Это хорошо дисциплинирует.
Еще, в идеале, хорошо бы убрать всех нелегальных перевозчиков с дорог города. Водителей такого транспорта обычно не проверяют на алкогольное и наркотическое опьянение перед рейсами, зато потом ГИБДД пачками ловит таких нелегалов «под кайфом». Плюс нелегальными водителями часто идут работать люди без должного опыта: ведь наличие прав еще не позволяет само по себе работать профессиональным водителем. Надо не только знать ПДД и иметь опыт именно в общественных перевозках, но еще и в городе ориентироваться. А тут у многих проблемы: много приезжих.
Культура вождения в Иркутске вообще очень низка, много хамства. Я сравнивал с другими городами страны. Пока не бывал в городе, где бы дела обстояли хуже, чем у нас. Добавляет неразберихи и хаос в системе в целом. В городе много маршрутов, дублирующих друг друга. Оттого пробок и аварий больше, чем могло бы быть.
Иногда проскальзывает мысль, что кому-то наверху даже выгоден этот беспорядок в системе. Потому что возникает впечатление, что руководства в этой сфере нет совсем.
Сейчас, чтобы начать перевозить людей в Иркутске, нужно просто купить старый автобус или взять его в аренду — и все, зарабатывай. Поэтому и число дряхлых автобусов в городе растет каждый месяц, автопарк стремительно стареет, на некоторые развалины и взглянуть страшно.
Хотя в последнее время есть ряд позитивных перемен. К примеру, приняли и ввели график движения. Но его еще следует доработать, по моему мнению.
Еще одна важная проблема дорожного Иркутска — много транспорта, припаркованного в запрещенных местах. Иногда машины бросают прямо посреди дороги. От этого и пробки, и ДТП. Еще минус — не организованы пункты для отдыха водителей на конечных остановках. Иногда даже в туалет некуда сходить.
Сейчас говорят, что проезд должен подорожать чуть ли не вдвое — я считаю, рано об этом думать. Мне кажется, это приведет к тому, что старого транспорта на улицах станет еще больше, поскольку дельцы еще активнее кинутся в эту сферу делать деньги. А ее, к сожалению, толком никто не контролирует. Наверное, сначала нужно хотя бы закупить новые автобусы, чтобы повышение тарифов для пассажиров было оправданным. А в идеале, конечно, структурировать всех перевозчиков и разработать регламенты в системе.
Иркутянам в новом году я пожелал бы, прежде всего, отличного настроения. Если у человека хорошее самочувствие, он и сам горы свернет, и другим поможет. Хорошее настроение передается быстрее, чем простуда, поэтому давайте нести добро другим людям. А чтобы улучшить свое настроение, я всегда советую включать добрые песни.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости