Байкальские каникулы
Пешие прогулки по достопримечательностям Байкала. Фото из архива проекта «Популярное краеведение»

Пешие прогулки по достопримечательностям Байкала. Фото из архива проекта «Популярное краеведение»

Как пойти в поход на великое озеро всего на пару дней

Организовать сеть пеших и велосипедных маршрутов в западной части Байкала на Малом море группа иркутян задумала еще несколько лет назад. В прошлом году они создали проект «Популярное краеведение» и выиграли региональный грант.

– Сначала мы, семь человек, спланировали первичную карту маршрутов, на которых отметили GPS-точки, а также собрали основное описание интересных мест. Вдоль каждой из дорог планировалось установить три таблички: одну – на входе в маршрут с общими данными, из которых турист сможет узнать о сложности пути, времени на прохождение и видах местных достопримечательностей, — рассказывает один из инициаторов «Популярного краеведения» Даниил Марышкин. — Следующая табличка содержит уже более специфичную информацию: об уклоне пути, количестве подъемов и спусков на маршруте. Наконец, третья подробно рассказывает о культурных и исторических местах в окрестностях, требующих особого внимания.

Таблички снабжены возможностью дополненной реальности: турист может навести камеру своего смартфона на знак и считать всю информацию о точке, где он находится, а также узнать дальнейший маршрут. Для того чтобы сделать все это и без интернета, перед поездкой путешественнику понадобится зайти на специальный сайт и подписаться на маршруты.

Разработчики уверяют, что все маршруты достаточно безопасны: их разработали на основе уже существующих троп или старых трасс, по которым уже не ездят автомобили.

– Сколько себя помню, занимаюсь туризмом и хожу в экспедиции. И в проекте со мной собрались люди, также неравнодушные к активному отдыху и поездкам, — признается Даниил. Он уже организует и другие туры: выходного дня или более длительные вылазки на Байкал и в другие интересные места Иркутской области. Его команда готова объяснить новичкам азы туризма, посоветовать, что из одежды и инвентаря лучше приобрести для определенных маршрутов. А вообще их цель — чтобы участники мини-экспедиций в итоге «вышли в свободное плавание», со временем сами стали опытными туристами и консультантами по «пешему и вело-Байкалу».

Даниил Марышкин. Фото из личного архива

Даниил Марышкин. Фото из личного архива

– Сначала новички просят больше информации и советов по поводу технической стороны дела: в выборе ботинок и походных палок, горелок и одежды, — перечисляет Марышкин. — Советую все максимально безопасное: к примеру, предупреждаю, что некоторыми «супергорелками» категорически нельзя пользоваться в помещении. Зимой при открытой «двери» палатки многие это правило нарушают. Из менее страшных советов — брать монолитные палки для ходьбы вместо складных, если надо обязательно складные — потратиться на те, что фиксируются специальным зажимом сверху. В зимних походах думать не только о ботинках, но и о гамашах сверху. Советов много, и в принципе обо всех деталях турист сам найдет способ узнать, в первую очередь его надо «подсадить» на путешествия.

Байкальский маяк

Однодневные походы, говорят туристы, бывают удивительно насыщенными.

– К примеру, поездка в порт Байкал, которую мы назвали «Потусторонняя Ангара», занимает всего день. До места старта похода мы на маршрутке едем из Иркутска в Листвянку (этот путь знаком большинству иркутян и жителей области, но мало кто идет дальше этой «гламурной деревни»). Из Листвянки на пароме идем с переправы «Рогатка» в порт Байкал на другой стороне Ангары, — описывает Даниил. — Пять минут на пароме от Листвянки, а мы уже можем сходить на священный у местных родник Тепленький. Ручей не замерзает даже в самые суровые морозы, а, по легендам, вода из него лечит от ангины и вообще имеет «статус» святой. Недаром возле него установлен деревянный крест. На восток где-то через полтора час ходьбы начинаются знаменитые тоннели КБЖД. Но к ним вовсе необязательно стремиться: еще раньше вам встретятся красивейшие мосты, ажурные каменные подпорные стенки и галереи итальянских камнетесов.

Самым увлекательным моментом участники «портовой» экспедиции часто называют путь к старинному маяку, который почему часто не замечают даже постоянные проезжающие по Кругобайкальской железной дороге. Маяк был изготовлен 110 лет назад в Англии на заводе «Сэр Армстронг, Витворт и К». Работал до 1984 года, к нему на высоту 100 метров ведет витая деревянная лестница, откуда раньше можно было выйти на балкончик, где и горел огонь маяка. Само помещение маяка невелико: 10 метров. По соседству — еще одна смотровая площадка с лучшим обзором на знаменитый Шаман-камень, он торчит из воды как раз напротив.

Там же, в порту, есть интереснейший музей КБЖД и памятник паровозу. Корабли порта Байкал, среди которых немало старинных, уже давно не используемых, — отдельная достопримечательность. При осмотре брошенной флотилии экскурсовод сообщает малоизвестную информацию о том, что в Порте Байкал, оказывается, воевали американцы. По данным местных архивов, 9 января 1920 года здесь стояли батальоны 37-го пехотного полка экспедиционного корпуса США в решающем бою против белогвардейцев из Чехии.

– Участникам даже этой, казалось бы, легкой вылазки я настоятельно рекомендую брать нескользящую обувь и запасные носки, а также куртку от дождя, даже если ярко светит солнце, — уточняет Даниил. — Если собраться в 8:30 утра, в 11 можно уже высадиться в порту. Обратно в Иркутск — уже в 17 часов. Получается даже неполный день, а сколько впечатлений! И всего за двести рублей туда и столько же обратно. Перекус можно взять с собой, так как порт Байкал настолько уединенный, что даже кафе и бара там нет.

Витязь и Старуха

Участники походов любят и экспедиции к многочисленным скальникам под Иркутском.

– К примеру, скальник Витязь: поход туда проходит у нас под кодовым названием «Богатырский кросс». Занимает тоже всего день, к месту начала похода едем электричкой до станции Орленок, в Иркутск возвращаемся на обратной электричке, — поясняет Марышкин.

Скальники Олхинского плато — всего их около тридцати — не особо известны российским туристам в целом, но среди местных, особенно альпинистов, очень популярны. На самый простой, Витязь, ходят даже семилетние дети. С 90-х туристов здесь сильно поубавилось, но все же каждые выходные (даже зимой!) находятся те, кто проходит от станции Орленок нужные 8 км.

– Довольно долгий путь стоит пройти ради пейзажей, вне зависимости от времени года. С Витязя открывается самый обширный вид: захватывает и Олхинское плато, и все скальники по соседству. Их сразу узнаешь по характерным очертаниям, которые и стали причиной их необычных названий: Фараон и Ворона, Черепаха и Старуха, Старая крепость и Клеопатра, — перечисляет путешественник. — Природа этого места объединила дикость и умиротворение. Стоишь на вершине и чувствуешь силу природы, застывшую посреди глухого леса без единого намека на цивилизацию.

На скальниках можно не только прогуляться по лесу или посидеть у горящего костра, скалолазы-любители и опытные альпинисты, организовавшие на каменной стене трассы самой разной сложности, никогда не отказываются дать пару уроков любопытствующим.

Читайте в рубрике «Общество» 26 вопросов по делу НемцоваПочему самое резонансное убийство последних лет сложно назвать раскрытым 26 вопросов по делу Немцова

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»