«Я горжусь, что горожане специально ждут моего трамвая»
Фото: Кирилл Чаплинский / ТАСС

Фото: Кирилл Чаплинский / ТАСС

Кондуктор-активистка из Иркутска — об общем языке со злыми пассажирами и о том, как самим решать проблемы своей страны

Бывший учитель начальных классов Елена Виканорова уже больше десяти лет ездит по одному и тому же маршруту, удивляя пассажиров безупречными манерами и литературным русским языком. Иркутяне давно присвоили ей звание самого интеллигентного кондуктора, а начальство негласно признается, что Елену не случайно поставили на самый проблемный участок в отдаленные районы города: она даже с суровыми жителями Рабочего может избежать конфликта.

Позвольте, а зачем в принципе с кем-то вступать в ссоры? Улыбка — лучшее «оружие» любого человека из служб сервиса. Я убеждена, что договориться можно с каждым человеком. Ни разу мне не пришлось вызывать полицию или даже просто водителя просить остановиться, — признается в беседе с РП Елена. — Да, бывали «трудные» пассажиры, пьяные, взбудораженные или озлобленные после трудового дня. Но это один случай в неделю-две. Поверьте мне, в школе с гиперактивными первоклассниками выматываешься быстрее, а способов переключить внимание для детей приходится изобретать в разы больше, чем для взрослых.

Нет универсального средства для любой категории людей, даже очень небольшой. К каждому нужен свой подход. Кто-то из ребят честолюбив, его проймет упоминание о его общественном статусе, а кто-то воспитан в большом уважении к родителям и присмиреет, если вспомнить его матушку.

Мне не нравится слово «гопник». Сейчас оно приобрело дурное значение, это «мелкий преступник из низших слоев общества». А на деле те ребята, которых так принято называть — это рабочая молодежь, пролетариат. Они же не по улицам круглые сутки шатаются — учатся, обычно уже работают. Здесь близко изначальное значение этого слова, от сокращения «государственное общежитие пролетариата» или Г.О.П., но оно уже забыто.

Да, верно, в этом районе я почти всех давно знаю лично, особенно молодежь, поскольку работала учителем в местной школе. Но, признаться, за время работы кондуктором узнала жителей Рабочего еще лучше: за рабочий день здороваюсь не менее чем с двумя сотнями людей. Правда, на всех «оперативной памяти» все же не хватает. Поэтому теперь я, как телеведущий: иду, все навстречу мне здороваются, а я не каждого узнаю.

(До работы кондуктором Виканорова попала под сокращение в школе. Других возможностей заработать, кроме городских служб, на тот момент не было, а в семье у Елены было трое маленьких детей. Новая работа настолько пришлась ей по душе, что она не стала возвращаться в школу даже после того, как ее пригласили преподавать русский язык в средних классах.)

Елена Виканорова. Фото: Мария Чернова / «Русская планета»

Елена Виканорова. Фото: Мария Чернова / «Русская планета»

Во-первых, кондуктор — это та же работа с людьми, прекрасная возможность влиять на настроение сотен иркутян ежедневно и менять его по возможности в лучшую сторону. Во-вторых, нет такой ответственности, как в школе: меня на физическом уровне угнетало ощущение того, как мои поступки, слова воздействуют на школьников. Не всегда у меня получалось в силу неопытности эмоционально сдержаться на уроках. А после я постоянно корила себя за это, погрязая в рефлексии. Думаю, со временем совсем бы себя «сгрызла». «Уроки» вежливости для взрослых, безусловно, имеют не столь решающее влияние, нежели занятия с детьми и подростками. В итоге на этом месте я вволю «отработала» свою проблему с эмоциональностью в общении. Сейчас меня мало что может вывести из себя.

Я горжусь тем, что некоторые горожане, как они сами признаются, специально ждут моего трамвая, пропуская другие или специально подходя на остановку к нужному времени. Приходят за очередной порцией хорошего настроения, говорят. Всегда приятно такое слышать.

Чтобы поддержать беседу с пассажирами, я стала больше следить за новостями. Как ни странно, больше иркутяне интересуются не делами своего двора или микрорайона, а событиями в стране. А еще больше, чем произошедшим в России — зарубежными новостями. Прямо у меня на глазах создавались и рушились захватывающие экономические стратегии для страны. Самая волнующая финансовая тема — пожалуй, постоянное удорожание товаров при любом движении курса рубля и стоимости нефти. Хоть вниз идут, хоть вверх. Многие эксперты ведь объясняют падение курса рубля, и соответственно удорожание импортных товаров, падением цен на нефть. Почему же, когда идет обратный процесс, цены остаются на том же уровне? Как-то на моих глазах в споре на эту тему интеллигентно «сцепились» два финансиста, один, если я правильно запомнила, со степенью доктора экономических наук. В итоге на этот популярный вопрос от менее подкованных пассажиров никто из них не ответил.

Это счастье, что мои дочери уже выросли, нашли себе любимую работу, за которую получают достойные деньги. В ином случае не знаю, как бы мы жили. Сейчас моя зарплата обеспечивает только мои собственные ежемесячные траты. При том, что квартира у меня в собственности, не надо платить ни банку, ни арендодателям, как приходится делать многим. И все равно откладывать не получается, хотя в моем возрасте уже пора задуматься о грядущих печальных расходах.

Я сама, наоборот, больше озадачена тем, что происходит непосредственно вокруг меня: мои соседи, родной подъезд, дом и двор, район любимого Иркутска. Поэтому в свое время мы с подругой занялись общественной деятельностью: «выбиваем» новые детские площадки во дворы, контролируем работу управляющих компаний.

Если честно, мне совсем не близки такие собрания для решения проблем, какие сейчас организует ОНФ. Я понимаю, что временами они бывают очень действенны, мы пользуемся этим, но в целом, как система, это нерабочий инструмент, я считаю. Создается впечатление, что все в стране решает один человек: если ты подбежал к Путину и успел задать свой вопрос, по которому дали отмашку — все, повезло, проблема, скорее всего, решится. Но это ведь порочная практика: за всеми «провалами» один человек не в силах уследить, контроль требуется масштабнее.

Даже «Народный фронт», к сожалению, стал «портиться». Как только чиновники и откровенные бандиты поняли, что инструмент влиятельный, они изо всех сил стали стремиться туда. Что же тогда работает? Мне кажется, идея с профильными онлайн-порталами, где собирают специфические проблемы и решают их при помощи юридических шаблонов — действенная модель (Виканорова имеет в виду интерактивные «карты нарушений»: РосЯму Фонда борьбы с коррупцией, РосДоступ, «Карту доступности» и так далее. — Примеч. РП). Вот так должна идти работа с коррупцией и бюрократией, а не состязаниями в спринте — кто первым добежит до президента. 

Настоящее золото Байкала Далее в рубрике Настоящее золото БайкалаКак строилась Кругобайкалка — самая дорогая и инженерно сложная железная дорога царской России Читайте в рубрике «Титульная страница» Затмение в «пятницу, 13-е»: чего не нужно бояться и что полезно знатьВ ближайшую пятницу 13-го на Земле ожидается частичное солнечное затмение. Сочетание «мистической» даты с этим ярким астрономическим событием уже породило в соцсетях немалое число наполненных тревогой постов… Затмение в «пятницу, 13-е»: чего не нужно бояться и что полезно знать

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»