Успех ботаника
В одном из российских цветочных магазинов. Фото: Интерпресс / ТАСС

В одном из российских цветочных магазинов. Фото: Интерпресс / ТАСС

Как молодой иркутский ученый создал в регионе известную сеть продажи цветов

– Продавать цветы успешно может только безумно влюбленный в них человек, — убежден Игорь Селиванов, владелец крупной региональной сети цветочных салонов «Цветы» из Иркутской области. — Иначе просто не выдержишь постоянной мороки, ведь цветы — товар очень прихотливый: и живет недолго, и едет, как правило, издалека, и спрос на них специфический, особенно в Сибири.

Свой первый салон Игорь открыл больше 10 лет назад в родном Усть-Илимске, спустя пять лет его сеть разрослась до филиалов в Усолье и Иркутске. А число павильонов перевалило за два десятка. «Русская планета» беседует с Игорем Селивановым в рамках серии публикаций об успешных бизнесменах из российских регионов.

Букет дороже зарплаты

– Несмотря на кажущуюся простоту (небольшой киоск, десяток вазонов с розами и тюльпанами и улыбающийся продавец), цветочный бизнес не так уж прост. Я набил немало шишек, пока развивал дело. В итоге на окупаемость вышел спустя только года полтора, хотя можно было бы уложиться и в полгода. О том, чтобы отбить все затраты полностью, до сих пор речи нет. Вкладываю все в открытие новых точек. Вот если бы не пошел в другие города, вернул бы все вложенное где-то три года назад, — рассуждает Селиванов.

Первой своей ошибкой бизнесмен считает экономию на хорошем оборудовании. Для хранения срезанных цветов флористам требуются специальные холодильные установки. Селиванов пожалел денег на новые и купил б/у.

– Ну и полетели у меня оба холодильника уже через два месяца. Сначала на ремонт потратился, а потом все же пришлось новые покупать. Даже в первый кредит из-за этого влез, иначе и товар потерял бы. Еще повезло, что на момент окончательной гибели оборудования цветы более-менее распродали, спешно и взаймы пришлось покупать только одну установку. Но все равно в итоге оказалось, что сразу купить новое и с гарантией вышло бы дешевле, — до сих пор досадует он. — Ну да ладно. Что самое дорогое у бизнесмена? Правильно, опыт. Мы ни на что не тратим больше денег, чем на такие знания, которые на своей шкуре прочувствуешь.

В одном из павильонов Игоря Селиванова. Фото: Мария Чернова / «Русская планета»

В одном из павильонов Игоря Селиванова. Фото: Мария Чернова / «Русская планета»

Второе, на чем ни в коем случае не стоит экономить, по мнению бизнесмена, — профессионализм флористов.

– С профессионалами, к сожалению, беда: их немного, а конкуренция в этом бизнесе за последние 10 лет выросла в десятки раз. То есть опытный флорист недостатка в предложениях не чувствует. Зато очень много новичков, вчера закончивших двухнедельные курсы по флористике, которые мнят себя экспертами. Понятно, платить им можно меньше, но такие «специалисты» способны загубить едва проклюнувшийся бизнес: вовремя не сменить воду или неправильно выставить температуру в холодильнике — и полутора сотен тысяч рублей как не бывало. Загубленный товар часто стоит дороже зарплаты продавца-флориста. Такова специфика бизнеса.

В какой-то момент Игорь даже стал страховать от подобных форс-мажоров свою продукцию. Признается, что за последние три года уже было пять страховых случаев, по которым он получил компенсацию потерь.

Сибиряки любят покупать цветы по ночам

– Начинал я бизнес с 50 тыс. рублей. Тогда на эти деньги удалось открыть сразу две точки. Но сейчас такой финт не пройдет, конечно: рубль стал сильно дешевле. И на закупку одной только партии цветов уйдет не меньше сотни тысяч. В среднем в обороте одной моей точки крутится не меньше 200 тысяч рублей. Но, надо признаться, можно при желании и меньшей суммой обойтись. Просто при первой возможности я сменил поставщиков на более дорогих, зато более качественных — особенно сильно из-за этого выросла для нас закупочная стоимость тюльпанов из Нидерландов. Плюс часть сил и денег выделил экзотической составляющей в ассортименте. Появились цветы и растения из Кении, Колумбии и Эквадора. При этом мы полностью отказались от Китая. Да, очень дешево, но всякую заразу стали находить буквально в каждой партии. Местный Россельхознадзор устал уже товар «разворачивать», — говорит Селиванов.

Но продавать цветы по более высоким ценам из-за удорожания поставок Селиванов, по его словам, не может: рынок не позволяет.

– У нас цветочных салонов ничуть не меньше, чем ювелирных магазинов, по числу которых Иркутск по какой-то загадочной причине тоже бьет все рекорды, — смеется наш собеседник. — Но при этом культура одаривания цветами не так развита, как в западной части страны, к сожалению. У нас бизнес делает основную кассу в четко определенные праздники: 8 марта, 14 февраля и 1 сентября. С их объемами обычные дни сравниться не в состоянии. Поэтому как зарабатывают в нынешних условиях другие салоны, я понять не могу. Их же вот — на одной этой улице только пять на ближайшие триста метров. Как я зарабатываю? Исключительно за счет объемов. Сегодня с пятью салонами я бы уже прогорел, десять в одном городе уже позволяют держаться на плаву.

Чтобы зарабатывать больше, предприниматель перешел на круглосуточный режим работы.

– Да, это примерно на четверть нашу кассу нарастило. Как ни странно, сибиряки любят покупать цветы по ночам. Да, в основном это мужчины. На этом эксцентричность заканчивается: покупают в основном розы и тюльпаны, без дополнительных украшательств и даже защитной пленки. Есть в этом своя правда, но мне, если честно, хочется приучить нашу публику к более изысканным букетам, — делится он. — Поэтому мы и занялись экзотикой. Чтобы соответствовать новой продукции, я всех продавцов отправил на мастер-классы к флористам, специализирующимся на редких цветах. Пока, к сожалению, это направление не выстрелило. Разве что в свадебной флористике подхватили тренд: многие невесты соглашаются на нетривиальный букет или причудливое растительное оформление банкета. Но я не теряю надежды на более серьезные объемы этого направления.

О вкусе на цветы

Культивировать стильность и прививать моду на экзотику Игорь пытается и своим активным участием в украшении общественных мест. Его сеть помогает оформлять парковые зоны и скверы во всех городах, где есть ее филиалы.

– Начали мы с Усть-Илимска, буквально с пары клумб в единственном парке города, — вспоминает Игорь. — Выбрали морозостойкие многолетники. Как сейчас помню, криптотению специально в Японии заказывали. Сделали фьюжн на клумбах, смешали экзотику с местным таежным аконитом и другими кустарниками. Получилось неплохо, горожане очень благодарили. Правда, в кризис 2008 года мы временно не могли продолжить эту традицию, подключился город. Сейчас все решают иначе — на аукционах, и не всегда, кстати, мы их выигрываем. Ну и хорошо, главное, город красивым остается и зимой, и летом. А кто именно это делает, не так уж и важно.

От чего Селиванов не смог отказаться даже во время кризиса — от бесплатной раздачи цветов на праздник 9 мая.

– Эта тема у нас с первого года возникла. К началу мая мы закупаем алые гвоздики в промышленных масштабах и девятого числа дарим их на всех площадках Иркутска, Усть-Илимска и Усолья, где собираются ветераны. Раздаем детям, которые потом вручают цветы старикам. В один год даже опять пришлось влезть в кредит, чтобы традицию не прерывать. Это очень важно лично для меня. Так я отдаю дань памяти моим двум дедам и бабушке, воевавшим в Великую Отечественную войну. Один погиб в первый же год войны, второй дошел до Берлина и вернулся домой. Бабушка полвойны прошла радисткой, была ранена.

Продолжать дело Селиванова никто из его детей не собирается. Говорят, делать бизнес сегодня не так интересно, как в 90-е и нулевые.

– Одному интересна наука, другая хочет стать модельером. Современным подросткам такой «простой и невысокотехнологичный» бизнес, видимо, не интересен. А у меня просто не было другого выбора. Я с детства обожал ботанику, а когда окончил аспирантуру в родном вузе, выяснилось, что на зарплату ученого сотрудника семью не прокормить. Пришлось пойти в торговлю. Сначала наемным продавцом, потом предпринимателем.

Сейчас, когда бизнес приносит достаточно денег, в науку бизнесмен возвращаться не собирается. Говорит, сильно изменился склад мышления. Зато в его планах — запустить первые местные курсы по флористике, а потом открыть и собственную школу ландшафтного дизайна.

– Сегодня в регионе преподают в основном приезжие специалисты. Не хочу сказать о них плохо, приглашают-то мастеров высшего класса. Но они проводят здесь слишком мало времени. И серьезных знаний за пару недель не получить, — сетует Селиванов. — Есть в Иркутске, конечно, и спецфакультеты в двух вузах. Но в этом случае за серьезные знания по ландшафтному дизайну или отдельно ботанике придется отдать 5–6 лет, что тоже не каждому подойдет. Хочу попробовать создать что-то более адаптированное под реальную жизнь и потребности рынка.

Новшества и цены на коммунальные услуги Далее в рубрике Новшества и цены на коммунальные услугиС какими изменениями столкнутся жители Иркутска в 2016 году, если цены на коммунальные услуги будут повышаться Читайте в рубрике «Титульная страница» «Букнули» в лужу!Международные следователи в докладе по катастрофе рейса MH-17 проигнорировали доводы России и ушли от конкретных вопросов «Букнули» в лужу!

Комментарии

22 марта 2016, 22:46
Для начала невесте следует определиться, какие цветы хочется иметь в свадебном букете. Конечно можно и в декабре найти пионы для свадебного букета, но он проживёт лишь несколько часов! Так же имейте в виду, что сезонные цветы гораздо более стойки и приятны в финансовом плане.C уважением - mihail-ushakov.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»