Стыдно просить
Митинг с требованием погашения задолженностей по зарплате и против сокращения рабочих мест. Фото ИТАР-ТАСС.

Митинг с требованием погашения задолженностей по зарплате и против сокращения рабочих мест. Фото ИТАР-ТАСС.

Половина иркутян не поднимает вопрос о повышении зарплаты

Большинство иркутян считает неправильным просить начальство о повышении заработной платы. К таким выводам пришли в службе исследований HeadHunter.

Участники опроса при этом назвали совершенно разные причины. Так, многие объяснили, что их воспитали родители с убеждением, что «деньги не главное» и «сильно богатым быть стыдно». К слову, такие ответы были присущи в большей степени респондентам, рожденным в России до 80-х годов. Также часть наемных сотрудников полагает, что не следует «выбиваться» из общей массы коллектива, а между тем в самой компании просить о прибавке не принято. Некоторые сотрудники заявили, что пока еще входят в число новичков (проработали на новом месте меньше года), поэтому руководство вряд ли успело их оценить и понять — достойны новенькие повышения зарплаты или нет. Кроме того, серьезная доля иркутских работников уверена, что просьбы или требования об увеличении дохода попросту ни к чему не приведут.

Правила прошения

Как выяснилось, совершенно зря большинство иркутян настроено так пессимистично — по статистике, треть подобных запросов руководство в иркутских компаниях решает сразу положительно. Еще трети специалистов топ-менеджмент говорит «да» после недолгих раздумий и обсуждений с коллегами и локальным начальством. Опрошенные корреспондентом портала «Русская планета» начальники эти цифры косвенно подтверждают.

– Два момента. Если за сотрудником не было замечено фатальных промахов, например регулярного невыполнения плана или опоздания на той должности, где это имеет большое значение и чревато финансовым или репутационным ущербом для компании, тогда я, скорее всего, соглашусь с его просьбой о повышении з/п. Плюс должен быть соблюден еще один момент — человек просит о росте дохода не чаще чем раз в год и на сумму, не превышающую 15% от уровня его нынешней зарплаты, — пояснил в беседе с корреспондентом «Русской планеты» управляющий консультационным центром «Профи-К» Леонид Раднаев.

Сами иркутяне из числа наемных сотрудников говорят, что их предложения на денежную тему приводили к прибавке зарплаты в среднем на 20%. Хотя некоторые счастливчики рассказывают сказочные истории об увеличении дохода в разы.

- У меня такой разговор с начальником состоялся как раз в этом году, — говорит начальник отдела продаж иркутской производственной компании «Авер» Семен Бирюков. — На тот момент я работал рядовым менеджером по продажам. За неделю «до» я внес неплохое предложение по привлечению новых клиентов. Результатов оно еще не принесло, но руководство встретило мою инициативу очень благосклонно. Даже генеральный имя-отчество мое запомнил. Я похвастался жене — она и предложила «ковать, пока горячо». В общем, пришел я к своему непосредственному начальнику просить о повышении зарплаты хотя бы на 10%, а в итоге получил новую должность с окладом в два раза выше прежнего. Мой шеф уходил на повышение, а меня рекомендовал на свое место.

Позже Семен проанализировал ситуацию и пришел к выводу, что такому карьерному взлету поспособствовали многие обстоятельства. Так, его непосредственный начальник был из «молодых да ранних» — сам быстро продвигался по служебной лестнице и подчиненным «палки в колеса не ставил». Напротив, больше любил инициативных и уверенных в себе сотрудников. Во-вторых, удачной была идея идти с просьбой сразу по «горячим следам» успешного «рацпредложения» — топ-менеджмент еще не забыл инициативного сотрудника, за которого просит начальник отдела продаж.

Обратный эффект

Но не всегда напористость приносит успехи. Порой несвоевременные требования о повышении воспринимаются начальством крайне негативно.

– Злоупотреблять такими просьбами не стоит. Чаще раза в год ни о повышении зарплаты, ни о карьерном росте не стоит заговаривать. Иначе может выйти только хуже, — предупреждает консультант-психолог кадрового агентства «Приоритет» Альбина Семенова.

Именно такой промах допустил Иван Протасов, бывший старший продавец в сети супермаркетов «Смайл», а ныне рядовой менеджер.

- Я только приступил к работе и буквально через два месяца получил повышение до старшего продавца, — вспоминает Иван в беседе c корреспондентом «Русской планеты». — Через пару месяцев свыкся с новой должностью. Квартал мы закончили с большим ростом продаж. А спустя три месяца моя команда и в полугодии добилась таких результатов, каких наш магазин за все три года своего существования не демонстрировал. В общем, в своих силах я уверился окончательно, и, когда освободилась вакансия начальника в одном из магазинов сети, сразу обратился с просьбой о повышении. Отказ, конечно, стал неожиданностью. Скажу больше — меня бы, скорее всего, вообще «попросили» из компании, если бы мой прежний начальник за меня не заступился.

Кроме безапелляционного тона своего заявления о повышении и стремительности его карьерных планов (с предыдущего повышения не прошло и полугода) своей ошибкой Протасов считает тот факт, что он не учел корпоративных правил, сложившихся внутри компании. Топ-менеджмент предприятия не одобрял «перескакивания» сотрудников из одной торговой точки в другую — персонал подбирался «ювелирно», начиная от психологической совместимости всего коллектива и заканчивая близостью места жительства сотрудника к месту работы.

- Руководство «выращивало» в каждом магазине единую команду, и от Ивана ждали, что он будет лоялен именно к своему коллективу, — поясняет психолог Альбина Семенова.

И по трудам прибавка будет

Что касается цифр, по подсчетам кадровых агентств, примерно треть сотрудников по тем или иным причинам может столкнуться с отказом в повышении зарплаты. Около 40% из них будут при этом уволены. Чаще всего иркутские топ-менеджеры объясняют свой отказ отсутствием в компании соответствующей статьи бюджета или неблагоприятным финансовым положением предприятия.

Однако где-то четверть иркутских руководителей принимает отрицательное решение адресно, поскольку считает, что увеличивать зарплату просящему просто «не за что». При этом только в половине случаев сотруднику сообщают, что в будущем их просьба может быть удовлетворена, если он сделает то-то и то-то.

К слову, опрошенные топ-менеджеры иркутских компаний заявили, что реальным основанием для притязаний по увеличению заработка считают просто добросовестное выполнение своих обязанностей в течение длительного периода времени. Правда, цифры у респондентов разошлись: так, Михаил Розанов, владелец иркутской сети автомоек, считает, что для этого вполне достаточно полугода; Армен Севольянов из охранного агентства «Сфинкс» полагает, что понадобится не менее года честного труда; а Леонид Раднаев из «Профи-К» уверен, что все зависит от должности — на некоторых позициях «и трех лет старательной работы будет недостаточно».

Следует заметить, что все руководители привели свое мнение с учетом того, что компания ежегодно индексирует зарплату сотрудников на 10-15% в зависимости от уровня инфляции.

Читайте в рубрике «Титульная страница» Назван лучший российский фильмШедевры Никиты Михалкова, Федора Бондарчука и Андрея Звягинцева в список не попали Назван лучший российский фильм

Комментарии

26 августа 2013, 17:36
Интересная статья, но если не одно но, кто хочет тот всегда найдёт, особенно если умеет искать, я сам сидел пол года без работы в Иркутске, пока знакомый не подсказал ресурс в инете с самой большой базой вакансий http://search-rabota.ru/.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»