«В шлюпки “Баргузина” все люди точно не влезли бы»
Сгоревший на Байкале теплоход

Сгоревший на Байкале теплоход "Баргузин-2". Фото: baikal-info.ru

120 пассажиров и членов экипажа горевшего на Байкале теплохода спас один человек

Всех 120 пассажиров и команду теплохода «Баргузин», горевшего на Байкале 2 августа, спас фактически один человек. Это был владелец яхты «PRINCESS LEO» из Усолья-Сибирского Александр Ляховчук, который возвращался с семьей с отдыха и оказался рядом с «Баргузином» в момент пожара.

– Я как раз в тот момент собирался спуститься в каюту отдохнуть, но не успел: заметил дым над теплоходом, — вспоминает в беседе с РП Александр Ляховчук. — Жена предположила, что ничего страшного на теплоходе не происходит: дымок — дело объяснимое. Но мы все же решили перепроверить и подойти к судну.

Александр Ляховчук с семьей. Фото из личного архива

Александр Ляховчук с семьей. Фото из личного архива

Изменив маршрут, Ляховчук увидел, как по судну бегают пассажиры в спасательных жилетах. К тому моменту туристы уже поняли, что шлюпок на всех не хватит.

– Я приблизился к горящему теплоходу буквально через пару минут, — уточняет Ляховчук. — Первым делом забрал к себе на борт детей и беременных женщин. У меня самого на яхте насчитывалось около тридцати спасжилетов. В первый заход я смог вывезти на берег около 35–40 человек. Взял бы больше — яхта просто опрокинулась бы. В это время остальные садились в спасательные шлюпки, те, которые удалось спустить на воду. Отвезя первую партию, я вернулся к людям, которые уже пересели в четыре шлюпки, и отбуксировал их на сушу. Уже третьим рейсом вернулся за командой теплохода: капитаном, его старпомом, матросом.

После того как последний член команды перебрался на яхту, теплоход в считанные минуты прямо на глазах участников ЧП сгорел.

– Пассажиры на теплоходе почти паниковали. Корма уже занялась, поэтому все перебежали в носовую часть теплохода. Заметил, что многие из них были в таком шоке, что не понимали, что надо грузиться в шлюпки — сил у них хватило только спасжилеты надеть. Когда я уже забрал всех детей, беременных и пошел к берегу, тогда только оставшиеся пассажиры начали бросаться в плоты, — вспоминает усольчанин. — Позже выяснилось, что три плота, которые были закреплены на корме, были отсечены от пассажиров и команды огнем, возникшим у машинного отделения. Остальные четыре плота могли вместить примерно 80 человек, по 20 каждый. При этом на судне было в общей сложности 123 человека. То есть все не влезли бы. Хорошо, что успели сделать три ходки, так удалось забрать всех до одного.

Пассажиры сгоревшего теплохода вспоминают: паники им добавил тот факт, что вода в Байкале была очень холодной.

– При этом до берега было прилично — километр-полтора. Не каждый выдержит столько в холодной воде, а тем более дети и женщины, которых на «Баргузине-2» было немало, даже груднички, — объясняет РП пассажир злополучного теплохода Илья Филиппенко. — Поэтому мы стояли в спасжилетах и оттягивали момент прыжка с теплохода. Когда к нам подошла яхта, все очень обрадовались, громко закричали.

Как вспоминают пассажиры «Баргузина», в ходе эвакуации пассажирам очень помог один из членов экипажа. Старпом или механик, они не помнят. Но если бы не Ляховчук, команда не помогла бы им ничем.

– Разве на моем месте можно по-другому поступить? Помог, чем смог. Понимаю, конечно, что, если бы не оказался возле корабля во время пожара, могли бы быть жертвы. К счастью, ничего такого не случилось, никто даже не поранился. Хотя моральный шок, безусловно, испытали все. И наша команда в том числе, — отвечает яхтсмен.

При этом признается: подойдя к теплоходу, он действительно рисковал не только потраченным временем.

– Огонь-то на яхту вряд ли перекинулся бы. Но поскольку теплоход железный, а моя яхта из пластика, борта могли разбиться при неудачной стыковке. С этой задачей искусно разобрался наш капитан Анатолий, боком подойдя к кораблю, — пояснил Александр.

Уже после спасения команды к месту ЧП пришел теплоход «Александр Великий». Тогда спасенные пассажиры, по словам яхтсмена, и дали волю эмоциям.

– Все начали плакать, обниматься. Думаю, только тогда многие из них поняли, что спаслись, — полагает Ляховчук.

Тем не менее, полностью сухими из воды пассажирам теплохода выйти не удалось. Люди потеряли багаж, у многих утонули ценные вещи и документы.

«Восточно-Сибирское пароходство» в ответ на жалобы пострадавших уже объявило, что в течение недели всем пассажирам теплохода «Баргузин-2», чьи вещи уничтожил пожар, будет выплачена компенсация. Сумма выплат может достигать 23 тыс. рублей.

Согласно первым результатам расследования ЧП, сигнала бедствия с теплохода не было — оттого, что корабль полностью обесточило после возникновения огня. Рация не работала. Система пожаротушения, как оказалось, тоже. Расследование еще не окончено.

Спасатели МЧС подоспели на место лишь к 6 часам вечера — эвакуация к этому времени уже давно завершилась. Опоздание объяснили тем, что сообщение о ЧП поступило очень поздно, а сам корабль находился далеко — примерно в 96 км от базы спасателей в поселке Никола.

– К тому же четкой связи с местом пожара не было, — признался врио руководителя части противопожарной службы № 2 Игoрь Уткин, участвовавшей в тушении (цитата по пресс-релизу пароходства). — Поэтому мы не были в курсе всех деталей ЧП: были ли в воде люди, не знали, что им помогли с яхты. В итоге мы готовились к тяжкой ситуации тушения плавсредств, которые могут гореть долго. Ведь в открытом Байкале, далеко от берега, потушить пожар практически невозможно. И мы готовились к тому, что сначала горящий теплоход придется вытянуть к берегу, а там уже тушить.

Читайте в рубрике «Титульная страница» Меняем стулья на здоровье!13 октября в мире отмечается Всемирный день тромбоза Меняем стулья на здоровье!

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»