Рукава в бочку
ГАЗ АА — первая пожарная машина серийного производства. Фото: Валерий Панфилов, пресс-служба МЧС.

ГАЗ АА — первая пожарная машина серийного производства. Фото: Валерий Панфилов, пресс-служба МЧС.

К юбилею пожарной охраны в Иркутске открыли музей

Пожарной охране Иркутска — 200 лет. Теперь в легендарном здании каланчи, что находится на улице Тимирязева и само по себе уже относится к числу памятников Иркутска, работает музей. Для него уже подготовили раритетные автомобили ГАЗ-АА и ЗИС-5В. Также в экспозицию вошли конно-бочечный ход, телега с привязанной к ней деревянной бочкой, снаряжение пожарных и их экипировка разного времени. В залах музея можно будет проследить, как в течение двух столетий менялись инвентарь и одежда пожарных.

Каланча с историей

Ровно 200 лет назад 10 июня губернатор Иркутской области Николай Трескин подписал специальное распоряжение об учреждении в столице региона первой пожарной охраны. До этого возгорания здесь тушили казачьи полки, армейские служащие, а то и просто местные жители. Такой подход был очень неэффективен. Требовалось создать ведомство, единолично отвечающее за пожарную безопасность Иркутска.

– В начале прошлого века дозорные дежурили на верхней площадке каланчи — так они наблюдали за ситуацией в городе. Если замечали дым или огонь, то немедленно били в сигнальный колокол на верхушке каланчи и одновременно развешивали специальные флаги. С помощью флагов в то время указывали район, в котором бушевал пожар. Одновременно с каланчой возвели целый комплекс помещений — ведь нужно было разместить и довольно солидную в то время пожарную часть, и депо для конных упряжек. Там же размещались квартиры начальства: брандмейстера и брандмайора. Рядом находилась и больница для тех, кто пострадал на пожаре. К слову, медучреждение по сию пору работает, сейчас здесь размещается первая больница и травмпункт. Если до революции в комплексе находилась третья полицейская пожарная часть, то в эпоху Советов ее переформировали в самостоятельную военизированную пожарную часть. Единственный раз, когда пожарную часть закрывали — 90-е годы, перестройка: с 1988 года каланча вообще не работала. Уже тогда здание требовало капитального ремонта. С тех пор прошло четверть века, и комплекс пришел в полнейшее запустение. Хорошо, что хотя бы накануне юбилея его отремонтировали — рассказывает корреспонденту «Русской планеты» старший методист центра противопожарной пропаганды МЧС Приангарья Алексей Череухо.

Восстановление здания с более чем столетней историей стало возможным после включения объекта в федеральную программу по пожарной безопасности. Всего на восстановление каланчи и пожарного комплекса, а также на организацию музея ушло около 30 млн рублей из федерального и областного бюджетов.

– У городских властей большие планы по реконструкции и восстановлению прежней деревянной застройки Иркутска, — рассказали РП в пресс-службе городской мэрии. — Актуальность приобретает проблема защиты архитектурных памятников города. Один из ярких примеров успешного ее решения — вновь открытое пожарное подразделение в центре исторического Иркутска. Это было просто необходимо туристическому городу. Здание каланчи само по себе яркая достопримечательность архитектурного Иркутска. Сейчас появился еще один музей, в который местные жители могут пригласить гостей города. Кстати, с высотной площадки каланчи можно наблюдать одну из лучших панорам на улицы застройки времен XIX века.

– На исторических открытках с видами Иркутска хорошо видно каланчу. Немногие российские города в состоянии похвастаться тем, что им удалось сохранить подобные исторические памятники. Нам в этом крупно повезло. Сегодня это и активно работающее пожарное депо, и, безусловно, красивый архитектурный памятник. Самое высокое здание в Иркутске из памятников дореволюционных времен! — вторит городским властям экс-замгубернатора Приангарья Николай Хиценко.

Действительно, параллельно с музеем в соседнем с ним помещении несет дежурство караул поста иркутской пожарной части. Уникальность этого соседства отмечают и спасатели, и историки. Проект восстановления, который готовили еще в начале 1990-х годов, стал, по оценке архитекторов, первым в России работающим после реставрации пожарным депо, мирно сосуществующим с музейным центром и туристической достопримечательностью. Интересно, что участие в адаптации проекта реконструкции принимали и сами «огнеборцы», и сотрудники областного центра по сохранению исторических и культурных памятников.

АЗ, ЗИС и конный ход

Сейчас экспозиция музея продолжает пополняться. Экипировка пожарных и их снаряжение попадают в музей из совершенно разных мест — иногда личные вещи приносят ветераны пожарной охраны, нередко экспонатами делятся подразделения службы спасателей. Уже сейчас, по словам музейных работников, по коллекции можно отследить эволюционный путь пожарных касок и рукавов, кранов, насосов и топоров. Иркутская экспозиция, несмотря на малый срок подготовки, имеет и вещи двухсотлетней давности, и элементы советского пожарного снаряжения, и новейшую экипировку борцов с огнем.

Проходя по залам музея, Алексей Череухо акцентировал внимание корреспондента «Русской планеты» на трех экспонатах.

– Обратите внимание на ГАЗ-АА. Можно утверждать, что это первая пожарная машина серийного производства. Его выпускали в 30-х годах прошлого века. Его бака в 150 литров было достаточно только чтобы первую помощь оказать. Но это позволяло пожарным какое-то время потратить на поиск гидранта или любого другого источника воды. Работать на ГАЗе должны были 6 человек: водитель и начальник караула находились в кабине, а четверо спасателей — на специальных сиденьях, расположенных вдоль обеих сторон кузова, — объясняет Алексей Череухо.

Вторая гордость иркутского музея — ЗИС-5В. Автомобиль выпускался в Миассе, где сейчас работает завод «Урал», уже после окончания Второй мировой войны — с 1949 по 1953 год. Объем цистерны ЗИСа достигал 1,5 куба. Кроме нее в машине была дополнительная емкость с пенообразователем. Эту технику для тушения пожаров использовали очень долго — до середины 1980-х годов. С годами изменялось только оснащение машины. По словам Череухо, первые ЗИСы, как и их предшественники, оснащались льняными рукавами для подвода воды. Уже в 70-е годы технику комплектовали более надежными прорезиненными шлангами.

– При воссоздании ЗИСа мы постарались учесть все вариации комплектации. К слову, нашли этот экземпляр в Иркутской области. Машину восстановили до самых подробных деталей в центре МЧС. Также не проходите мимо конно-бочечного хода. Это один из интереснейших экспонатов нашего музея. Несмотря на то, что он сделан сравнительно недавно, ход имеет большую историческую ценность. В ходе реконструкции пользовались всеми чертежами, сохранившимися со времен его использования, а также учли полностью пожелания специалистов, — с гордостью рассказывает собеседник РП.

– Мы надеемся, что наш проект по реконструкции и восстановлению истории пожароохранного Иркутска, кроме интереса к прошлому города, воспитает у иркутян и культуру безопасного поведения. Нашему городу, к счастью, удалось сохранить деревянную застройку с историей в несколько веков. И сейчас наша задача — защищать исторический центр Иркутска от огня, — резюмировал в разговоре с корреспондентом «Русской планеты» начальник МЧС в Приангарье генерал-майор Вячеслав Эглит.

Читайте в рубрике «Титульная страница» Затмение в «пятницу, 13-е»: чего не нужно бояться и что полезно знатьВ ближайшую пятницу 13-го на Земле ожидается частичное солнечное затмение. Сочетание «мистической» даты с этим ярким астрономическим событием уже породило в соцсетях немалое число наполненных тревогой постов… Затмение в «пятницу, 13-е»: чего не нужно бояться и что полезно знать

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»