«Непопсовый» Байкал
«Непопсовый» Байкал

Режиссер из Якутска сняла о Байкале фильм, в котором нет нашествия инопланетян

На этой неделе в Иркутск привезли новый документальный фильм «Легенды Байкала». Древние предания озера на новый лад пересказали люди, живущие на берегах Байкала. По признаниям зрителей, легенды об отшельнике, о Шаман-камне, огненном драконе и золоте Колчака, уже набившие иркутянам оскомину, на экране, смешавшись с подлинными историями местных жителей, смотрелись свежо и интересно.

Ленту сняла выпускница ВГИКа Юлия Бывшева. Она родом из Забайкалья и выросла в Якутии. Режиссер на Байкале побывала впервые и до сих пор не может прийти в себя от впечатлений. Юлия продолжит съемки в Иркутской области — команду из местных профессионалов она уже собрала.

– Впервые я оказалась у вас в августе прошлого года. Местная природа и люди так меня поразили, что, признаюсь, впервые нас «вел» не столько сценарий фильма, сколько его естественные декорации. Так, случилось, к примеру, с новеллой о церкви храма Преображения Господня в порту Байкал. Нас так впечатлил выбранный нами герой — рабочий Андрей, бросивший мирскую жизнь и посвятивший свое время строительству церкви, и визуальный ряд на месте — озеро, строящаяся церковь на берегу — что мы уже под них искали легенду. Наш консультант Галина Медведева вспомнила сказание о сбежавшем каторжанине, который, чтобы спастись из заключения, отправился на другой берег Байкала в омулевой бочке. Согласно легенде, озеро-море сильно штормило, каторжанин молился о спасении и обещал, если доберется до берега живым — построит там часовню. По преданию, он переплыл Байкал и построил часовню. Правда, в деталях легенды угадывается местность в районе Култука, а не в порту Байкал. Но мы воспользовались образом строящегося храма, пусть и географически неточным, — рассказала «Русской планете» режиссер Юлия Бывшева.

Картина «Легенды Байкала» целиком построена на образах — с ними кинематографистам, по признанию Бывшевой, особенно повезло:

– Все задумки удалось воплотить. К примеру, заложен был в нашем сценарии поселок гончаров. Предположили мы загодя, что должны мастера создавать фигурки ветров Байкала. Заложили этот образ в одну из новелл. И все так и вышло — мастера и в самом деле серию фигурок ветров регулярно делают. В итоге отличная получилась визуализация легенды о ветрах озера, — говорит Юлия. — На практике такое стопроцентное попадание — редкость. Документальное кино — дело такое, часто всего герой за собой ведет, и приходится от сценария отступать. Хотя изначально сценарий документального фильма не менее четкий, чем игрового кино.

Киногруппе всего за три съемочных месяца удалось отыскать интересные истории и кадры на две полноценные серии. Съемки проходили на острове Ольхон, с вдоль прибайкальских рек, а также на Кругобайкальской железной дороге. Но, по словам команды, главными вдохновителями ленты все же стали люди, местные жители.

– В основе картины лежат реальные герои: настоящие люди, живущие и работающие на Байкале. Их истории в первую очередь сформировали картину, а потом уже легенды места. Для меня весь Байкал и все эти люди — огромная находка. Красивые люди, я бы сказала, — отмечает Юлия Бывшева.

Зрители картины, которых расспросил корреспондент РП, признались, что не ожидали таких впечатлений от фильма о Байкале.

– Озеро стало для нас такой обыденностью, что от кинохроник с его берегов уже не ждешь какого-то «вау-эффекта». Однако сегодня Байкал открылся мне с другой стороны. Особенно поразили не те глухие места, где у жителей и сотовых- то нет. Впечатлили кадры с берегов попсового поселка Листвянка. Туда из Иркутска можно попасть за час на маршрутке — более исхоженного места на Байкале нет. Но в фильме он предстал совсем иным. При этом озеро узнаваемо — это именно наш родной Байкал, — говорит иркутянка Елена Серебрянникова.

Сама режиссер замечает, что интерес к хронике сегодня не так высок, как к художественному кино. Тем не менее, реанимация иркутского кинематографа начинается именно с документальных  работ.

– Кинолетопись теперь не так популярна, как в советское время. Впрочем, документалистика всегда была менее привлекательна, чем игровое кино: здесь нет захватывающих трюков, оглушительных взрывов, а главные герои не спасают планету от нашествия инопланетян. Но ведь это кино о нас. Что может быть важнее повседневной жизни? — говорит кинокритик, рецензент Юрий Вадимов.

По словам Вадимова, за все время существования киножурнала Приангарья студия кинохроники «Восточная Сибирь» выпустила свыше двух тысяч сюжетов.

– Ежегодно студия выпускала до 90 лент, но десять лет назад программу свернули. Только в прошлом году кинолетопись возродилась под названием «Земля у Байкала». Из областного бюджета на эти цели выделили около 500 тыс. руб. А на обновление всей аппаратуры кинофонда региона направили почти 3 млн руб. Тогда же и начали формировать съемочную группу: главным режиссером выбрали молодого специалиста Юлию Бывшеву. Юлия окончила ВГИК только в прошлом году, однако уже успела заявить о себе в документалистике. Так, студенческую работу Бывшевой — фильм «Синкоп» о слепом пианисте Олеге Аккуратове — удостоили нескольких премий «Арткино». Ее предыдущую работу «Территория поиска» транслировали по телеканалу «Культура», — перечисляет киновед Вадимов.

Продюсером картины «Легенды Байкала» выступил мастер курса, который окончила Юлия во ВГИКе, известный документалист Сергей Мирошниченко.

– Когда я сказала своему мастеру, что хочу снимать не в столице, а где-нибудь в регионе — чем дальше от цивилизации, тем лучше, Сергей Валентинович сразу вспомнил об Иркутской области. Здесь интерес к документальному кино еще сохранился. У вас, к примеру, есть конкурс «Человек и природа», различные областные гранты. Я отправила свою заявку-сценарий и вот — выиграла грант губернатора области, — говорит Юлия. — Всей суммы — чуть больше миллиона рублей — нам хватило на съемки первой части и еще немного осталось. Чтобы доснять вторую часть, пришлось добавить и часть своих денег — где-то одну пятую всей суммы.

Эти вложения можно назвать инвестициями, замечает режиссер. Документальное кино не только получает призы на различных кинофестивалях, его часто покупают российские телеканалы.

Среди трудностей кинопроцесса Юлия отмечает не только финансирование, но и поиск профессионалов на месте. На съемки первой части Бывшевой пришлось собрать команду полностью из москвичей. Уже на съемках второй части «Легенд Байкала» к ней присоединился иркутский оператор Кирилл Димов. 

– С Кириллом мы и сейчас продолжаем работать. В принципе уже почти всю команду набрала — есть администратор, директор. Продюсерами мы сами выступаем попеременно. Только звуковика пока нет местного. Вообще основная проблема съемок в регионах — дефицит профессионалов. Они есть, но их мало: если в столице занят один звуковик, всегда найдется второй-третий. А в Иркутске они наперечет. Не исключено, что для съемок нынешнего проекта придется вновь везти столичного звукорежиссера.

– Каждое поколение живет в уникальное и неповторимое время. То, что нам кажется  неинтересным, спустя десяток лет уже становится историей. И будущее поколение с большим интересом проследит за нашей повседневной жизнью, бытом. В какой-то степени документальное кино — возможность творить историю и оставлять ее следующим поколениям, — Юлия Бывшева.

Газовые замки Далее в рубрике Газовые замкиРазработку Ковыктинского месторождения начнут уже в этом году Читайте в рубрике «Титульная страница» Назван лучший российский фильмШедевры Никиты Михалкова, Федора Бондарчука и Андрея Звягинцева в список не попали Назван лучший российский фильм

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»