Скрипки и немножко нервно
Фото: Мария Чернова

Фото: Мария Чернова

Один день с дирижером Иркутского губернаторского симфонического оркестра Илмаром Лапиньшем

Весь 2014 год Иркутская областная филармония отмечала 75-летний юбилей. По его окончании «Русской планете» согласился дать интервью дирижер Илмар Лапиньш — заслуженный деятель искусств РСФСР, в прошлом дирижер Большого театра в Москве, оркестров в Вене, Вероне, Скопле (Македония), Клайпеде, почетный гражданин Австрии. У маэстро в этом году тоже был свой юбилей: работать в Иркутске он начал пять лет назад.

Предновогодний гон

Утро латвийского дирижера в Иркутске начинается с обязательной чашки кофе. Эта привычка у Илмара Лапиньша закрепилась еще со времен работы в Италии. На завтрак он позволяет себе не больше полпачки творога, но сейчас и столько не успеет: у оркестра начался «предновогодний гон».

– Это не именно предновогодние концерты, а общий «нагон» плана перед концом года, — объясняет Илмар Лапиньш. — У нас ведь на весь год распланировано определенное количество выездных концертов, которые непременно следует «отработать». В 2014 году нам наметили 74 выступления ровно. В пересчете на месяц это в среднем по 7 выездов. Но так как мы позволили себе чуть сильнее расслабиться, особенно летом, под редким сибирским солнышком, нагоняем сейчас. Вот на днях придется в один день провести сразу два концерта: один в школе, второй — в доме ветеранов.

Вообще это я, безусловно, виноват в нашей нынешней спешке. Всегда виноват дирижер. Но, если честно, я порой так сильно увлекаюсь какой-то новой задумкой, изменениями в репертуаре, свежей постановкой, что забываю посчитать, что-то заранее запланировать. Считать — это совсем не мое. Поэтому со всеми административными задачами стараюсь расквитаться как можно быстрее.

Между тем, они съедают немало времени. Каждый день с четырех до пяти вечера я отвожу на решение организационных вопросов. Это, кстати, и самое удобное время для звонков в Москву или Питер. Зачем областному оркестру звонить в столицу? Ну, бывает, нет нужных нот в Иркутске. От слова «совсем». Задумали, к примеру, поставить 13-ю симфонию Шостаковича, а ноты приходится просить в другой части страны. Что делать, обзваниваю столичные библиотеки. Всегда помогают, условно бесплатно, можно сказать. То есть, как принято в России, благодарим за помощь: коньяком там, или омулем байкальским, с оказией.

Два часа ежедневно уделяю социальным нуждам и вопросам артистов. Каким, например? Вот, приехали накануне к нам почти одновременно из Улан-Батора и Ташкента молодые талантливые музыканты. Им нужно найти жилье, решить вопрос с теплой одеждой для артиста из «теплого зарубежья», — продолжает Лапиньш. — А вот прямо сейчас меня на минутку отвлечет другой наш музыкант: я договаривался со своим знакомым врачом об операции ей на глаза, хочу передать ей новости, вы уж извините.

К маэстро кто-то забегает, заглядывает или звонит буквально каждые двадцать минут. Меньше половины вопросов и просьб связаны с музыкальной жизнью оркестра.

– Эта сторона нашей жизни уже настолько отлажена, что, наверное, регулярных репетиций нам достаточно. К примеру, когда утверждаем репертуар на год вперед, за неделю укладываемся. Случаются, конечно, и перемены планов, но базовые вещи реализуются всегда. Так, впервые в музыкальной жизни города мы поставили такие мировые проекты, как оперы «Риголетто», «Царская невеста», «Травиата», «Пиковая дама», «Летучий голландец» и «Вертер». Оркестр области участвует во всех основных музыкальных событиях столицы Приангарья, в фестивале «Звезды на Байкале» в том числе. Особенно я ратую за отметку на афише «впервые исполняется» и за продвижение в регионе современного искусства. Это, на мой взгляд, единственное, что сегодня может привлечь в залы филармонии слушателя, не искушенного в симфонической музыке.

– Что еще делает филармония, чтобы привлечь слушателя? Есть какие-то особенные проекты для молодых иркутян?

– Современные композиции в оркестровой обработке — беспроигрышный вариант, который уже хорошо себя показал. Иркутск не только в Зауралье, но и в сравнении с западом России отличается большой аудиторией на концертах классической музыки. Замечательно, что эта аудитория еще и очень качественная, неслучайная, стабильная, разная по возрасту и социальному статусу.

Есть у нас еще один проект — специальные концерты для беременных любительниц музыки. Уже доказано, что классическая музыка и на этом этапе зарождения новой жизни сильно и крайне положительно влияет на развитие будущего ребенка. Мы решили  создать для таких зрителей особые условия и не прогадали. Многие посетительницы признались, что специальные концерты убедили их без боязни отправиться «в свет» в своем особом положении, а другие сообщили, что заинтересовались классикой в принципе и репертуаром Иркутского симфонического оркестра.

Рыбников против Моцарта

На нападки критиков в том, что маэстро «идет на поводу у публики», дирижер заявляет, что публика сама в состоянии отличить хорошее от плохого.

– В таких случаях я сразу вспоминаю знаменитого ленинградского дирижера Евгения Мравинского, и работавшего в Мариинском театре, и возглавлявшего симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Этот блистательный профессионал, известный своей консервативностью, в 1930-50 годы был одним из немногих, кто с удовольствием дирижировал концертами для рабочих с Путиловского завода. «Публика не дура», — говорил он. И я с ним согласен: если слушатель жаждет Рыбникова, не нужно пичкать его Моцартом.

Это я для красного словца, конечно, сказал: как раз Моцарта иркутская публика очень любит. Накануне у нас был концерт по его произведениям — полный аншлаг. И так всегда, исключений не было. При этом местные слушатели, что мне крайне импонирует, любят современных авторов: уже упомянутого мной Алексея Рыбникова, Кшиштофа Пендерецкого, Гию Канчели.

– Этот сезон стал для вашего оркестра особенным, юбилейным. Чем отметили музыканты эту дату?

– Наш 55-й сезон мы отметили тем, что поставили цикл концертов памяти выдающихся иркутских музыкантов, отдав дань памяти первому главному дирижеру оркестра Игорю Соколову и артистам оркестра: Рафаэлю Варшавскому, Мине Володарской, Александру Беляеву, Геннадию Третьякову, Леониду Мессману и Льву Касабову.

А в ноябре оркестр подготовил мировую премьеру — увертюру-фантазию Рыбникова «Музыка Ликии». В том же концерте мы впервые в Иркутске исполнили такие сочинения композитора, как «Шестая симфония» и «Ночная песнь» для скрипки с оркестром.

Отдельно хочу отметить российскую премьеру в залах Иркутска уникального концерта современного композитора из Берлина Вернера: произведение для двух исполнителей на литаврах с оркестром известно как «Батрахомиомахия».

В нынешнем же сезоне нам удалось сформировать камерный хор на базе нашего симфонического оркестра и успешно ввести его в работу. Это потребовало от нас особой слаженности. Хор и оркестр — два разных живых организма, и для каждого произведения их вновь и вновь нужно пытаться объединить. Сбивается хорист — начинают сначала все оркестранты; задремал в ожидании своей очереди музыкант — хору всю партию заново начинать. Тут важно соблюсти баланс требовательности к артистам и чуткости к людям. С одной стороны, без дисциплины нет искусства. С другой, хор всегда поет стоя, и есть произведения, в которых между его партиями чрезвычайно длинные паузы. Тогда я должен озаботиться тем, чтобы хористы смогли присесть и отдохнуть. Не стоять же им часами.

Мороз и скрипка

В кабинет Лапиньша робко заходит юная скрипачка и просит маэстро «пригреть» ее инструмент.

– У нас в хранилище инструментов очень холодно. Можно, у вас буду оставлять, пока сильные морозы?

Лапиньш бережно берет инструмент и относит в «секретное» место.

– Недавно купили две новые скрипки. Стоят целое состояние, как, впрочем, любой хороший инструмент. Бережем, конечно. Храним особо. И вы, пожалуйста, сильно не расписывайте о них. Чего боюсь? Так воров же. Был у меня один памятный случай в бытность мою в Югославии: я только приехал в новую для меня страну, снял квартиру в не очень благополучном районе. И как-то случайно проговорился местной дворничихе, что инструмент (Лапиньш играет на альте. — Примеч. РП.), который я так заботливо с собой ношу, стоит порядка 50 тысяч динар — целое состояние по тем временам. Что вы думаете? В ту же неделю скрипка моя пропала. Полиция Югославии, слава Богу, нашла и вернула мне ее. Но с тех пор я сверхосторожен, — признается дирижер.

Заканчивается рабочий день главного дирижера Иркутска ближе к девяти вечера. Илмар Лапиньш должен еще раз обсудить с музыкантом ее предстоящую операцию, подкорректировать в последний раз расписание оркестра — и можно домой. Жена маэстро, также работающая в оркестре, уже не раз заглянула в кабинет, выразительно показывая, что пора заканчивать работу.

– Сегодня не такой уж насыщенный выдался день. Бывает, жена раз десять заглянет, прежде чем ей удастся вывести меня на улицу, — смеется Лапиньш. — Следит за моим здоровьем, постоянно говорит, что мало отдыхаю.

– Действительно мало?

– Мне хватает. Вот этим летом целых 6 дней провели на море. Летали в Турцию. Так и тут нервы потрепали: в то время как раз под Донецком разбился малайзийский самолет, и в СМИ пугали, как российскими авиалиниями опасно лететь через «вражескую» Украину. Вроде, не из пугливых, а все равно, когда узнал, что полетели через Румынию и Польшу, на душе стало спокойнее.

Иркутск-Сити Далее в рубрике Иркутск-СитиРегиональный парламент отменил прямые выборы мэра областной столицы  Читайте в рубрике «Титульная страница» Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 годаСтоит ли грустить по поводу повышения пенсионного возраста, если работу каждый второй потеряет уже завтра? До чего дошёл прогресс? Разбирался корреспондент РП Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 года

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»