Взлет над Пивоварихой не дают
Международный аэропорт Иркутска. Источник: irkport.ru

Международный аэропорт Иркутска. Источник: irkport.ru

Модернизация аэропорта Иркутска не затронет дачи и мемориал репрессированным

В Приангарье заблокировали проект модернизации Иркутского аэропорта, по которому новая взлетно-посадочная полоса и расширенная застройка должны были пройти по деревням и мемориалу жертвам политических репрессий в поселке Пивовариха. По информации источников «Русской планеты», на это решение повлияла администрация президента России после протестов жителей.

Могилы оставили в покое?

Как уже сообщала РП, согласно январскому проекту модернизации иркутского аэропорта в его новые границы попадали садоводства, поселки и деревни на первых двух десятках километров вдоль Байкальского и Голоустненского трактов. А земли под запланированную новую взлетно-посадочную полосу оказались на месте мемориала, где захоронено, по некоторым данным, 8–10 тыс. человек, обвиненных в антисоветской деятельности в 1930-е гг.

Два проекта застройки — «Baikal Smart city» и «Air City» — губернатору Ерощенко презентовал непосредственно топ-менеджмент ведущих корейских архитектурно-проектных бюро. Президент «Хиирим» Енг Гюн Чжон лично приехал в Иркутск рассказать о «Smart City», в котором планировалось разместить несколько комплексов: административный, культурный, исследовательский и развлекательный, музейный и бизнес-сектор, а также спортивный комплекс и ботанический сад. Под «Smart City» как раз и попадали лучшие дачные земли. Второй проект, «Air City», включал новый аэротерминал, логистический хаб и торгово-развлекательный комплекс.

Жители Пивоварихи и Новолисихи, домам которых угрожал снос в ходе модернизации аэропорта, отвергли проект на публичных слушаниях и организовали несколько протестных акций перед зданием областной администрации. Не получив желанной реакции от властей, заявили: выйдут на улицы навстречу спецтехнике и физически не пустят бульдозеры на свою землю.

На днях РП стало известно: проект расширения иркутского аэропорта отложили в долгий ящик.

– Да, действительно, если раньше в областном правительстве ходила служебная записка, где земли по обе стороны Байкальского и Голоустненского трактов были отмечены как зарезервированные под проекты «Смарт сити» и «Эир», то сейчас об этих амбициозных стройках ни слова не говорят. Зато активно разрабатывается проект модернизации без участия спорных земель, — сказал депутат Заксобрания Приангарья Владимир Матвиенко.

– Все верно, официально проект заморожен. Даже утвержден проект реконструкции аэропорта, который не предусматривает его расширения, — подтвердил чиновник администрации Иркутского района на условиях анонимности.

Но добавил: есть пара «но».

– Достаточно взглянуть на назначение большинства комплексов, чтобы понять, что нацелился Ерощенко на земли возле аэропорта, а реконструкция его совсем не интересует, — подчеркивает госслужащий. — После директивы Кремля о «Smart City» и «Air City» перестали разговаривать, однако, несмотря на официальную заморозку, в проекте территориального плана Приангарья оба они по-прежнему фигурируют. Мое мнение — губернатор не оставляет попыток надуть президента, рассчитывая на то, что Москва далеко от нас. Если население останется бдительным, спорные земли не тронут. Однако к попыткам губернатора вернуться к расширению земель аэропорта активистам следует быть готовыми.

Что касается официальной позиции областных властей, то губернатор в начале 2015 года говорил о возможности переноса мемориала ради строительства новой ВПП. Но позднее, в марте, заявлял, что памятник трогать не будут.

Некуда и не на что

Напомним, указом № 833 «О повышении эффективности авиатранспортного обеспечения Иркутской области» от 31 декабря 2014 года президент РФ Владимир Путин передал 100% акций ОАО «Международный аэропорт Иркутск» из собственности федеральной в собственность региональных властей. Теперь регион должен был сам найти инвесторов, готовых на условиях государственно-частного партнерства вложиться в ремонт аэропорта. В марте 2015 года передача аэропорта в собственность Иркутской области была утверждена окончательно, а иркутский аэродром исключили из списка аэродромов федерального значения.

– Согласно документу, губернатор и дума Приангарья до 2022 года должны найти не меньше миллиарда рублей на техническую модернизацию аэропорта. Еще около 20 млрд изыскать на постройку нового терминала в Иркутске, — перечисляет иркутский бизнес-аналитик Сергей Четверов. — Одна только реконструкция взлетно-посадочной полосы, по приблизительным оценкам, потребует до 300 млн рублей. Бюджет региона такие деньги предоставить не в состоянии, поэтому губернатору и депутатам придется найти сговорчивого инвестора.

Реконструировать надо прежде всего 900 м взлетно-посадочной полосы (некоторые пилоты давно называют этот участок «стиральной доской» из-за его неровности) и магистральную рулежную дорожку. По словам гендиректора аэропорта Константина Былинина, на это действительно требуется 300 миллионов. Но передача аэропорта в областную собственность затягивается: земли и здания на объекте принадлежат разным владельцам, некоторые участки имеют обременение. Ремонт на летном поле из-за этого откладывается, скорее всего, до следующего года.

О своей готовности сформировать пул инвесторов заявил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов, который и раньше вел переговоры с губернатором Ерощенко. Свои намерения сохранили корейские инвесторы. А в пятницу, 19 июня, «Интерфаксу» стало известно о планах компании «БазЭл» Олега Дерипаски купить авиаузел.

И некоторые эксперты говорят: масштабно реконструировать аэропорт, задевая земли района и мемориал репрессированным, частные инвесторы просто не захотят. И он останется в границах города.

– Ерощенковский проект «переселения» аэропорта за границы Иркутска инвесторам неинтересен. Прежде всего, экономически. Вкладываться в условно имеющиеся мощности — это инвесторов не привлекает, поскольку от блестящего терминала объем прибыли не вырастет. Область напрягаться сама не захочет, не говоря уже о компаниях самого губернатора: это ведь вам не деньги из федерального бюджета пилить — не так интересно, — уверен бизнес-аналитик Четверов. — Мое мнение: активисты и жители Пивоварихи, Новолисихи и иже с ними могут выдохнуть. Аэропорту просто не на что расширяться за пределами Иркутска, поэтому он останется в городе.

Алеша не похож на Терминатора Далее в рубрике Алеша не похож на ТерминатораСельский рабочий из Приангарья скрутил вооруженного грабителя и спас продавца магазина Читайте в рубрике «Титульная страница» Затмение в «пятницу, 13-е»: чего не нужно бояться и что полезно знатьВ ближайшую пятницу 13-го на Земле ожидается частичное солнечное затмение. Сочетание «мистической» даты с этим ярким астрономическим событием уже породило в соцсетях немалое число наполненных тревогой постов… Затмение в «пятницу, 13-е»: чего не нужно бояться и что полезно знать

Комментарии

24 июня 2015, 00:35
неплохой аэропорт кстати, планирую нагрянуть туда с внезапной проверкой
23 июня 2015, 10:33
Удивительный исход - обычно все бывает наоборот
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»