«Людям от художников нужна доброта»
Дмитрий Шагин. Фото: Мария Чернова / «Русская планета»

Дмитрий Шагин. Фото: Мария Чернова / «Русская планета»

Основатель «Митьков» — о лубке, вере в Бога и о новом сыне для Ивана Грозного

В столице Приангарья в галерее сибирского искусства Художественного музея открылась выставка «Митьки в Иркутске». Питерские художники приехали в Сибирь в рамках фестиваля «Культурная столица». Основатель группы «Митьки» Дмитрий Шагин, имя которого и дало название товариществу, в иркутской галерее появился под звуки баяна, в растянутой тельняшке. Спел несколько народных песен и влез в самую гущу зрителей «общаться с народом».

Товарищество художников, возникшее в Ленинграде еще в 80-х годах, спустя несколько лет трансформировалось в целую субкультуру — в том числе из музыкантов, журналистов, поэтов. В разные годы к «Митькам» причисляли себя Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Сергей Чиграков. Любимый жанр «Митьков» — лубок, в истории русского искусства исчисляющийся уже столетиями. На картинах современных «лубочных» художников нередко фигурируют сами «Митьки», в тельняшках и треухах, активно участвующие в истории: «”Митьки” помогают Колумбу открыть Америку» или «”Митьки” несут свои уши Ван Гогу».

В иркутской экспозиции центральное место выделили монументальной картине Шагина «”Митьки” приносят Ивану Грозному нового сына».

– Это отсюда кажется, что картина небольшая, а так-то по размеру она грандиозная. Вот этот вот товарищ едва унес ее на своих плечах, — Шагин притягивает и обнимает пробегающего мимо художника Кузнецова. — Вообще эта картина не столько про политику, сколько про милосердие. У нас царь не убивает своего сына, а получает живого. Мы, с одной стороны, опровергаем тот миф, который был рожден предыдущей картиной: мол, Грозный сына родного убил. Реальный такой случай в истории не фигурирует, доказательств нет. С другой стороны, и мы на достоверность не претендуем, вот и назвали маленького царевича ласково-шутливо — Заинька Иванович.

Картина Шагина стала своеобразным ответом на события октября 2013 года, когда активисты и общественники потребовали от министра культуры России Мединского убрать картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581», известную под названием «Иван Грозный убивает своего сына», из Третьяковской галереи. Они заявили, что картина оскорбляет патриотические чувства русских и вообще клевещет на историю страны.

– С того момента мы предвещаем новую эру, эру милосердия, — комментирует задумку Шагин и показывает на младенца в центре картины. — По моему замыслу, он на самом деле сын Ивана Грозного, то есть с его появлением династия Рюриковичей не прервалась.

– Как за 30 лет изменились «Митьки»?

– Да с 80-х годов мы почти и не изменились. Вот смотрите: по-прежнему в теме, — Дмитрий широким жестом обводит галерею, в которой посетители в полосатых одеждах, мимикрируя под «Митьков», шумно, без музейного пиетета обсуждают картины. — Только я вот пить бросил. Тогда выпивал сильно, сейчас 23 года совсем не пью. Пожалуй, только это и изменилось. Алкоголь несовместим с жизнедеятельностью. И с творчеством. Со всем. Пришлось отказаться.

(Татьяна Шагина, чьи батики тоже прибыли на выставку в Иркутск, на эти слова улыбается и приносит мужу очередной бокал с водой.)

Фото: Мария Чернова / «Русская планета»

Фото: Мария Чернова / «Русская планета»

– А зритель за 30 лет изменился?

– Зритель вырос, во-первых. Ходят наши ровесники, еще подросло поколение тех, кто родился в 90-е годы — тоже ходят к нам. Отличаются ли? Сложно сказать. К нам почему-то всегда приходят люди особые: очень душевные, добродушные. Это важно. Нет зрителей каких-то таких агрессивных. Все с улыбкой — и так на всех наших выставках, куда бы мы ни приехали: и во Владивостоке, и на Урале.

– Что русского человека подкупает в искусстве «Митьков»? Что такое родное узнает он в ваших картинах и песнях?

– Думаю, прежде всего незлобный взгляд на жизнь. Потому что современное искусство какое-то слишком заумное и зачастую, я бы сказал, злое даже. Важно, чтобы все-таки художник вел линию добра. Добро и подкупает, думаю.

– Какова задача сегодняшних «Митьков»?

– Не только рассмешить зрителя, но и задуматься. Но в первую очередь, художник должен нести людям радость и как-то людей поддерживать в этой нелегкой жизни. Мне кажется, в этом первая задача. Вот пришел человек на выставку, и у него должны появиться хорошие чувства, чтобы после он захотел сам сделать что-то хорошее. Искусство же помогает.

– «Митьки» обновляются? Приходит «молодая кровь»?

– Молодые, конечно, есть. Вот буквально накануне порядка двадцати наших молодых художников участвовали в «Ночи музеев» в Питере. У нас появились совершенно потрясающие молодые авторы. Самая молодая на этой выставке, кстати, моя дочь Яна. У нее здесь картина «Даниил Хармс сидит на стуле, закинув ногу на ногу». Да, продолжает династию. Представляете, СХШ — Среднюю художественную школу в Санкт-Петербурге — уже окончило третье поколение Шагиных.

– Раньше игровой характер товарищества всегда сочетался с высокими живописными традициями «Арефьевского круга», куда, помимо самого Арефьева, входили Рихард Васми и Шалом Шварц, ваш отец Владимир Шагин и отчим Борис Смелов. Сейчас «Митьки» такие же требовательные? Могут не принять художника идейного, но слабого?

– Знаете, как-то не стояло никогда такого вопроса. Все приходят с хорошим уровнем подготовки, и копаться в знаниях или технике отдельных авторов ни разу не приходило в голову. Сплачивает нас в основном единый взгляд на искусство, общий «наив».

Вообще сейчас надо особенно поддерживать молодых художников. Этого требует время, в котором как-то очень остро встал вопрос денег. Как помогаем? Выставки делаем им или просто советом.

Сами мы тоже не на «Мерседесах» ездим, на метро. Хотя с нашими тиражами и копиями, изданными пиратами, с мороженщиками и производителями сырков под именем «Митьков» на Западе мы давно были бы миллионерами. Но, мне кажется, богатство настоящему художнику не нужно. С голоду не умирает — и достаточно.

К сожалению, сейчас люди сильно озабочены деньгами, с которыми искусство мало совмещается. Если художник или поэт пишет за ради бабла, то это и не творчество вовсе. В этом опасность для молодых авторов: «цензура денег» велит им делать то-то и то-то, подменяя собой самое творчество.

– А что, по-вашему, есть творчество?

– Цель, понимание того, зачем ты берешься за кисть. По-моему, основной творец — тот, который там (показывает наверх), а мы — художники, музыканты, поэты — пропускаем его через себя и передаем в виде картин, стихов и музыки.

– «Митьковские» сюжеты некоторые православные зрители и кощунственными называют. Вы сами человек верующий? А другие «Митьки»?

– Я верю. Хотя в принципе у нас, «Митьков», по вере разделения нет на своих или чужих. Как и по национальности или полу, количеству лет. Есть «Митьки» и украинские, и американские. Японские. Важнее, чтобы человек хорошим был.

Так и в вопросах веры. Думаю, любой в душе верит, даже если вслух говорит обратное. Если говорит, значит, и он об этом задумывался. А сейчас, вероятно, просто в пути. Признавать веру в себе — не главное. Делать добрые дела — вот что важнее. В этом и есть истинная вера. А если человек в рясе истово крестится, но творит нехорошие дела, то разве ж он верующий?

Музеи кукол Далее в рубрике Музеи куколЭксперт: глав госучреждений культуры в Иркутске могли уволить ради мест для «своих» Читайте в рубрике «Титульная страница» Пыль и жирУченые пришли к сенсационному выводу - к ожирению может привести обычная домашняя пыль! Пыль и жир

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»