Белый месяц, синяя лошадь
На праздник буддистского Нового года собралось около 250 человек. Фото Ольги Руковичниковой

На праздник буддистского Нового года собралось около 250 человек. Фото Ольги Руковичниковой

Иркутские буддисты отметили Новый год, сломав пару хребтов и очистившись огнем  

В минувшие выходные буддисты из Иркутска и соседних городов уже в пятый раз собрались в архитектурно-этнографическом музее «Тальцы», чтобы отпраздновать Новый год по лунному календарю. Обычно он наступает позже — в марте. Но так получилось, что в этот раз год синей лошади или Сагаалган пришелся на середину февраля.

Кулаком по хребту

Народу в этом году было меньше, чем обычно. В «Тальце» собралось около 250 человек. Многие буддисты не рискнули приехать из-за морозов.

Праздник начали с бурятских народных игр. Желающие разогреться по очереди пытались разбить кулаком хребтовую кость. По очереди «к снаряду» выходили: и богатырь в национальном бурятском костюме, и мужчина с явно военным прошлым, и солидный человек в костюме чиновника. В игре делали перерывы, участники меняли тактику, кто-то ломал кость голыми руками, кто-то надевал перчатки — но все безрезультатно: кость оставалась цела. До тех пор, пока на сцену не вышел худенький молодой человек — и через несколько секунд публика взревела. Баир Барголов — так его звали — стал первым и единственным победителем состязания.

– Разбивание хребтовой кости крупного рогатого скота — древнейшая народная забава бурято-монгольского мира. Тут главное техника и резкость. При этом у каждого чемпиона есть свой секрет, как правильно разбивать. Что касается турнира, то это скорее народная забава, чем соревнование, — рассказал корреспонденту РП историк Батыр Дашилжиров.

После упражнений с костью начались соревнования по метанию камней и перетягиванию каната. Кроме того в программе были — бой на мешках и игра «Варежка». Правила последней таковы: участники встают вокруг «водящего» и начинают передавать за спиной рукавицу или варежку. Тот, у кого она оказывается в руках, должен начать петь: «Бээлэй, бээлэй, бээлэй туу» («Рукавицу, рукавицу, рукавицу гони»). Водящий, бегая по кругу, пытается поймать и вычислить того, у кого в руке рукавица. В этот раз ему пришлось непросто — круг играющих образовался очень большой надо было очень долго.

Тех, кто устал от подвижных игр, организаторы кормили национальными блюдами. В этом году в больших котлах сварили бурятский мясной суп бухлёр. Из другого огромного котла разливали бурятский зеленый чай с молоком.

На сцене в это время выступали: фольклорный ансамбль «Аянга» и национальный ансамбль «Ангара». Больше всего зрителям понравился национальный танец мальчиков «хубудэй хатыр».

Наигравшихся и наевшихся гостей Сагаалгана шаман Виталий собрал вокруг ритуального костра на обряд очищения огнем — «Угаал». Его смысл в том, чтобы люди оставили в огне свои проблемы и невзгоды, а в новый год вошли с чистой совестью и помыслами. Для этого необходимо было заранее обтереть салфеткой все больные места и принести ее на обряд, чтобы сжечь болезнь на костре. Некоторые из собравшихся, видимо, услышав об этом правиле прямо перед обрядом, отчаянно искали салфетки или бумагу, а после спешно протирали беспокоящие их части тела.

В это время шаман зажег ритуальный костер и начал петь молитвы. Когда огонь разгорелся, все стали бросать в него свои «пропитанные болезнями» салфетки.

– После наступления нового года еще пятнадцати дней ведутся богослужения в честь пятнадцати удивительных чудес Будды, которые он по преданию совершил в первые пятнадцать дней первого весеннего месяца. В честь этого великий Лама Цзонхава в четырнадцатом веке учредил молебен «Монлам», когда на хурале читают хвалебные гимны бурханам и пожелания счастья и благополучия всем живущим в наступающем году. Во время хурала верующие молятся также за усопших родственников, близких людей, чтобы они обрели благоприятное новое рождение и жили в мире и спокойствии. Первые две недели Сагаалгана — когда луна растет — считаются самым лучшим для молитв и обрядов временем: в этот отмеченный благословением Будды период добродетель увеличивается многократно, — объяснил шаман Игорь Манджупов из поселка Усолье-Сибирское.

По всей Азии в эти дни самое распространенное пожелание звучит так — «Пусть пребудут в доме пять видов счастья: долголетие, счастье, плодовитость, почет, богатство». Эти слова в этноцентре Тальцы произносили в минувшую субботу особенно часто. Кроме этого, кое-кто из посетителей, о чем-то спрашивая других участников, дарил некоторым из них фигурки, напоминающие коня или лошадь. Выяснилось, что это люди, родившиеся под знаком, которому посвящен наступивший год. И они эту лошадку должны все следующие двенадцать месяцев.

Творожный праздник

Сагаалган дословно переводится как «творожный месяц».

– Конец зимы — это время массового приплода у скота. В изобилии на столе появляется молочная белая пища (или сагаан эдеэн по-монгольски). Именно ее как символ очищения гостю предлагают отведать первой со словами «сагаалагты». Но все же главное — в этом Белом месяце надо стараться удержать в себе все светлое, — напоминает шаман Игорь Манджупов.

В старину скотоводы начинали готовиться к Белому месяцу еще с осени, когда шел забой скота. Уже тогда откладывали и замораживали лучшие куски мяса.

– Барана даже специально откармливали так, чтобы к февралю у него сало наросло в ладонь толщиной. Также не забудьте запастись большим количеством сладостей для малышей — детей в это время нельзя отпускать без вкусных подарков, — советует РП опытный буддист Николай Дарипов из Улан-Удэ.

Есть в Сагаалган и общая для всех народов и религий традиция — все стараются до наступления нового года рассчитаться с денежными и моральными долгами, а также помириться с теми, с кем поссорились. Кроме того, Сагаалган для иркутских буддистов — лучший повод навестить всех своих родственников и друзей.

– Особое значение придается тому, что за человек пришел в ваш дом первым в день наступления нового года. Лучше всего, если это человек счастливой судьбы. У этой древней традиции есть глубокий мистический смысл. Я в него верю и всегда предупреждаю своих русских друзей и соседей, что в первые дни Сагаалгана меня невозможно застать дома — с детьми я навещаю всех старших родственников рода. Молодежь, слушая рассказы старейшин, узнают историю своей семьи и страны лучше, чем в любом учебнике по истории. Только отдав дань уважения старшим, я возвращаюсь домой и жду уже к себе в гости друзей и соседей, — рассказывает РП буддист из соседнего с Иркутском Ангарска Тимур Зориктуев.

В завершение праздника все гости этноцентра взялись за руки и станцевали ёхор —народный танец-хоровод вокруг костра — таким образом проводив на небо своих шаманов и души жертвенных животных.

«Наши военные покупали “гуманитарную водку” у афганцев» Далее в рубрике «Наши военные покупали “гуманитарную водку” у афганцев»Иркутские ветераны войны в Афганистане готовятся к 25-летнему юбилею ее окончания Читайте в рубрике «Титульная страница» Затмение в «пятницу, 13-е»: чего не нужно бояться и что полезно знатьВ ближайшую пятницу 13-го на Земле ожидается частичное солнечное затмение. Сочетание «мистической» даты с этим ярким астрономическим событием уже породило в соцсетях немалое число наполненных тревогой постов… Затмение в «пятницу, 13-е»: чего не нужно бояться и что полезно знать

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»