«Очень важно не идти поперек правды»
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Что написал о детстве подросток из колонии — победитель конкурса сочинений в Ангарске 

Восьмиклассник Илья из воспитательной колонии Ангарска выиграл городской конкурс сочинений, опередив детей из обычных школ. Тема конкурса по произведениям Михаила Лермонтова звучала как «Возвращение в детство». Илья, осужденный за попытку грабежа, написал сочинение от имени маленького Лермонтова и закончил его мыслью: «Главное — оставаться чистым во взрослой жизни». «Русская планета» публикует работу победителя с его разрешения, а также историю самого Ильи.

Сочинение на невольную тему

«Я шел по Пятигорску, погруженный в свои невеселые мысли. И тут мое внимание привлек малыш. Он весело бегал по дорожке, временами запинаясь и падая. За ним внимательно наблюдала его мать, но не спешила прийти ему на помощь. Я видел, что ей жаль сынишку, ее глаза были полны любовью и нежностью. А малыш кружил и кружил вокруг матери. И я поймал себя на мысли: как же прекрасна эта беззаботная детская пора!

О грезах юности томим воспоминаньем,

С отрадой тайною и тайным содроганьем,

Прекрасное дитя, я на тебя смотрю...

О, если б знало ты, как я тебя люблю!

На меня нахлынули воспоминания, перед глазами поплыли картины моего непростого детства.

Тарханы, милые Тарханы, прелестный край моих далеких лет. Вижу свой дом, красивый, резной, с деревянной лесенкой. Хорошо помню, как под моей маленькой ножкой скрипела одна из ступенек. Я несколько раз спускался и поднимался по лесенке, чтобы еще и еще раз услышать этот легкий скрип, как вздох. Вбегал в дом и с жадностью вдыхал теплый домашний запах родного очага. Здесь я чувствовал себя защищенным от всех бед. И прежде всего потому, что у меня была мама, самая лучшая мама на свете.

Мама… До сих пор, когда закрою глаза, вижу ее возле окна. Часто на улице шел дождь, погода была унылая. Что она видела в этом окне? Тогда я не задумывался об этом. Я просто играл в своей кроватке с игрушками. До меня долетали звуки песни, которую она пела. Песня тоже была грустная. Я бросал игрушки, слушал песню, и на душе становилось так покойно, сладко и грустно. Я иногда даже плакал. Но больше всего я любил, когда моя мама гладила меня по волосам, шептала мне ласковые слова, и я засыпал под ее колыбельную. Даже сейчас ощущаю эти прикосновения маминых рук. И ярко вспоминаю день, когда мама не пришла. Я ее звал, а мне говорили, что ее забрал Боженька. Невозможно было смириться с тем, что я больше никогда не услышу ее голос, не увижу ее любящие глаза.

Меня лечила природа. Вот я выбегаю в сад, ловлю тепло солнышка, мое лицо омывает ветерок, поют птицы свои песенки. «Помню облако, которое, как бы оторванный клочок черного плаща, быстро неслось по небу: это так живо передо мною, как будто вижу...»

Я слышу природы таинственные голоса: как «звезда с звездою говорит», как «пела русалка над синей рекой». Утром еще было прохладно, я вставал пораньше, выходил на балкон и замирал от удивительного зрелища: над домами поднимался воздушный дым из труб. По утрам всегда топили печи:

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится — и встают

Вдали туманы над полями.

В моих мыслях возникает и уснувший пруд, и «беседка тайная». Я о ней написал позже:

На склоне гор, близ вод, прохожий, зрел ли ты

Беседку тайную, где грустные мечты

Сидят, задумавшись? Над ними свод акаций….

А вот я, с раскрасневшимися от мороза щеками, пытаюсь увернуться от летящих в меня снежных комков. Или штурмую вместе с другими ребятишками снежную крепость. Мне повезло: у нас в доме всегда жило много детей. И нам было весело. Мы устраивали потешные бои, бегали на речку, лазили в пещеры. Мы даже создали кукольный театр. И я лепил из воска головы, руки, ноги, а все остальное делалось из всякой мишуры, бумаги, бусин, палочек, тряпок. Не знаю, откуда у меня этот талант. Вообще, мне говорили, что я одаренный ребенок. С малых лет рифмовал слова. Жаль, что их никто не записывал и не сохранил. Было бы любопытно почитать их. И еще я очень любил рисовать. Раз — и готовая картина. Рисовал прямо на полу, на сукне. Ползать было, правда, неудобно, но зато какое удовольствие!

Я рос с бабушкой. Милая, добрая бабушка…Она меня очень любила. Помню, как я был поражен и обрадован, когда увидел ее подарок: олененка и лосенка, а потом у меня появилась крошечная лошадка. Я носился на ней по округе, а бабушка крестилась и читала молитвы, но не запрещала мне ездить. Да, бабушку я боготворил, но иногда у меня появлялось странное чувство. Обвинял ли я ее в том, что она не разрешала мне видеться с отцом? Наверное, нет. Но мне так его не хватало. Я безмерно радовался, когда нам с отцом удавалось встретиться. Я ему передавал свои стихи, чувствуя, что отдаю их в любящие, надежные руки. И знал, что он будет читать мои творения и вспоминать в эти минуты меня. От этого на душе становилось теплее.

Детство мое можно назвать счастливым. Если не учитывать того, что даже в детские годы я иногда ощущал себя одиноким. Откуда приходило это осознание одиночества? Не знаю.

Я поглядел по сторонам, подсознательно ища малыша, который вернул меня в детство. Его, конечно, уже на дорожке не было. Но я благодарен ему за то, что вновь ощутил себя маленьким и счастливым, испытал чувство радости от встречи с прошлым. Этому малышу многое предстоит испытать в свои детские годы, но главное, чтобы он оставался чистым и во взрослой жизни. Это стихотворение — напутствие и для него.

Ребенка милого рожденье

Приветствует мой запоздалый стих.

Да будет с ним благословенье

Всех ангелов небесных и земных!

Да будет он отца достоин,

Как мать его, прекрасен и любим;

Да будет дух его спокоен

И в правде тверд, как божий херувим!

Пускай не знает он до срока

Ни мук любви, ни славы жадных дум;

Пускай глядит он без упрека

На ложный блеск и ложный мира шум;

Пускай не ищет он причины

Чужим страстям и радостям своим,

И выйдет он из светской тины

Душою бел и сердцем невредим!»

***

В Ангарской воспитательной колонии с «внешними контактами» строго, и с корреспондентом «Русской планеты» Илья говорит по телефону. Связь организуют через целых два номера, для этого приходится несколько раз перезвонить: соединение постоянно прерывается. Наконец Илья «на проводе».

– У вас, смотрю, там все серьезно. Свидания с родными тоже строго по расписанию?

– Мама приезжает, но нечасто. Она, может, и хотела бы чаще, но они с отчимом живут в Иркутске, а я сейчас в Ангарске. С сестрой вообще все полгода, что сижу здесь, не виделся. Хотя очень хочется ее повидать, она сейчас беременна. Когда выйду, уже должна родить.

– Сколько тебе осталось?

– Еще год. Но мы с мамой надеемся, что освободят по УДО. Тогда я первым делом повидаю всех родных, восстановлю документы и, наверное, опять поступлю в колледж при Политехе и начну работать. Перед колонией я работал на сборке мебели в цеху, мне нравилось.

– Почему ты попал в колонию? Что случилось?

– Сначала мне дали условный срок. За попытку грабежа. Я тогда связался с плохой компанией, убежал из дома. Мне было 13 лет, когда убили отца, сестра — постарше. Потом в семье появился отчим, с которым ни я, ни сестра общего языка не нашли. Постоянно ругались, скандалили, при этом жили все вместе в однокомнатной квартире: сестра просто психовала и нервничала, а я стал убегать на улицу. Жили мы в отдаленном микрорайоне, так скажем, не самом благополучном в Иркутске. В конце концов, я стал постоянно жить на одной съемной квартире с дворовыми друзьями. Бросил школу, не закончив восьмой класс. Вернее, меня оттуда выгнали за прогулы: там были свои проблемы, с одноклассниками. Так и пошло.

– Что пошло? Грабежи? Ты помнишь, когда впервые это случилось? Было ощущение, что «перешел черту»?

– Нет, не помню. Это случилось спонтанно: «Пошли, пошли…» — и вот я уже куда-то иду, потом бегу, нас ловят. Все как в тумане. Нет, дело не в «плохом» районе, конечно. Я сам виноват. У нас во дворе живут ребята, которые не пошли этой дорогой. Но все же мы с мамой решили, что переедем оттуда, после того как меня освободят.

– Когда ты понял, что это серьезно, что это не шутки?

– Наверное, перед вторым судом. После условного срока я взялся за ум, поступил в строительный колледж на столяра. Мне даже нравилось учиться. И работать тоже: мы с отчимом вместе ходили на работу, собирали мебель. Тогда и отношения с ним стали налаживаться. Мы поговорили по душам с мамой, помирились, она просила меня не скрывать от нее проблемы, по возможности делиться с ней. Говорила, что если бы знала, насколько все плохо, то что-нибудь изменила бы.

В какой-то момент я опять поссорился с родителями, ушел из дома и на этой почве не пришел к участковому отмечаться. Меня предупреждали, что за пропуск «отметки» изменят наказание: либо штраф присудят, либо отправят в колонию. Уже стало ясно, что дело плохо. Мы с мамой до последнего надеялись, что обойдется штрафом, но — нет.

– Ты в своем сочинении пишешь от лица маленького Лермонтова, но есть в нем такой очень личный момент — напутствие, когда ты желаешь малышу «оставаться чистым и во взрослой жизни». Это твое личное пожелание? И что в твоем понимании означает «остаться чистым»?

– Да, это личное. Мне кажется, очень важно быть чистым в душе, не запачкаться во вранье, не идти поперек правды.

– Скажи, а интерес к литературе у тебя возник уже здесь, в колонии? Или был раньше?

– Сколько себя помню, я всегда любил читать. Даже не знаю, откуда это пришло: в семье у нас никто этим особенно не увлекается. А мне очень нравилось и нравится. Поэтому, наверное, местные педагоги и отметили у меня склонность к литературе. Что из последнего прочитанного мне понравилось? Андре Нортон, «Врата». Это современная фантастика.

– Тебе хотелось бы продолжить учиться дальше? Может быть, филфак?

– Очень бы хотелось, но я не знаю, как это сделать. Мы уже обсуждали это с мамой: куда лучше поступить и возможно ли это. У меня не окончена средняя школа. Колледж — тоже. Наверное, надежнее все-таки закончить ПТУ, стать столяром. Можно будет сразу начать работать и зарабатывать.

***

Директор вечерней школы ГУ ФСИН по Иркутской области Ирина Пескова рассуждениям Ильи не удивляется.

– Поймите, в большинстве семей, дети из которых попадают к нам, непростая ситуация. Конкретно у Ильи семья не очень обеспеченная, поэтому для него важно работать и поскорее начать зарабатывать. Со временем, когда встанет на ноги, он сможет продолжить обучение, если желание останется. Хотя, как правило, такое стремление остается не у всех. Обычно после выхода из колонии учиться продолжают дети из так называемых благополучных семей. Родители их часто навещают, «тянут» изо всех сил, — рассказывает РП директор.

– Как дети из этих благополучных семей оказываются в колонии?

– Финансовая успешность — не залог хороших отношений в семье. Бывает, родители успешны на работе, а с детьми у них, что называется, нет контакта. Правда, в переломные моменты такие семьи, как правило, сплачиваются и вытаскивают своего ребенка в «нормальную жизнь».

Некоторые ребята и сами с этим справляются, кто-то даже в одиночку. У меня есть ученик, выпускник нашей колонии, он поступил и успешно закончил один из иркутских вузов, сейчас работает на высокой должности — начальником по безопасности крупного завода. И этот мальчик, по сути, сирота: мать его бросила малышом, отец сидит. Другой выпускник сейчас учится на втором курсе другого иркутского университета, тоже сам поступил, — гордится Пескова.

Как говорит директор, Илья — не единственный талантливый ребенок в колонии. В учреждении работает система тьюторов, помогающих выявить у каждого воспитанника свои склонности и развивать их дальше.

– Да, наши ребята демонстрируют таланты во многих областях. Вот недавно двое из них вернулись с выездных соревнований, участвовали в научной конференции «Диалог культур», где каждый из них занял в своей секции третье место. К примеру, у Ильи свой образовательный маршрут, ему предлагают какие-то произведения сверх обычной программы. Но, будем честны, мальчик не сверходаренный в этой области: посади его в обычную школу, в класс к 30 другим ученикам — преподаватель его не заметит, у него просто не будет времени отдельно им заниматься. А у нас сидит всего по 15-20 человек в классе, и благодаря этой системе каждый из них развивает свой талант.

На конкурсы и конференции воспитанников колонии вывозят не для того чтобы привлекать к ним внимание. Просто это единственный способ полностью не отвыкнуть от общества за 2-3 года заключения.

– Это настоящее испытание для ребят. Вы бы видели, как они трясутся, волнуются перед выступлением. Особенно когда в зале еще и девочки присутствуют. Представьте: подростки, которые не побоялись пойти на преступление, переживают, как их оценят школьники! — продолжает Пескова. — Одно дело, когда тебя оценивает твой учитель, который изо всех сил ищет к тебе особый подход. Другое — когда тебя хвалят люди «со стороны». После такого признания ребята просто расцветают.

Скрипки и немножко нервно Далее в рубрике Скрипки и немножко нервноОдин день с дирижером Иркутского губернаторского симфонического оркестра Илмаром Лапиньшем Читайте в рубрике «Титульная страница» Спецпроект: Семья 3.0 -Демографическая катастрофа или увеличение рождаемостиБудет ли многодетной семья будущего? Спецпроект: Семья 3.0 -Демографическая катастрофа или увеличение рождаемости

Комментарии

13 января 2015, 14:30
Талантливый ребенок из колонии и очень важный текст!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»